logo search
Философия

15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения

В понимании процессов общественной жизни важно соединение двух аспектов осмысления человеческой исто- рии: 1) рассмотрение общества как материального, естест- венноисторического, т.е. закономерного и независимого от воли и сознания людей, процесса; 2) объяснение историче- ского процесса как результата деятельности людей. Что касается деятельностного принципа объяснения, то допол- нительно к тому, что уже было изложено, следует особо сказать об эвристической значимости понятия социаль- ного действия. Социальное действие является конкретной формой обнаружения деятельности людей.

Различие между деятельностью и социальным дей- ствием предстает как относительное различие между не- прерывностью и дискретностью в общественных отно- шениях. В понятии деятельности заметнее фиксируется функциональный аспект жизни общества, категория же социального действия оказывается более операциональ- ной в анализе изменений людьми структуры и конкрет- ных форм своего бытия. Социальное действие - своего рода "единица" деятельности. Но жизнь общества не складывается из простого суммирования подобных "единиц". Деятельность не является аддитивным процес- сом. Тем самым необходимо исследование не просто деятельности людей вообще, а конкретных социальных

262

действий, из которых она складывается, образуя в их ин- теграции специфическое качество тех или иных общест- венных отношений. Немаловажно также то, что категори- ей деятельности выражается преимущественно и прежде всего личностный момент в отношениях людей (к приро- де и друг к другу). В понятии же социального действия - "надличностный" (отношения на уровне групп и общно- стей людей).

Здесь уместно заметить, что социальное действие как философская проблема интерпретируется по-разному. Многие социологи (М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.) соотносят социальное действие ис- ключительно со сферой личностных переживаний. У них социальное действие в своем простейшем и первичном проявлении выступает в виде психологического межлич- ностного отношения (интеракции) между "эго" (актор 1) и "альтер" (актор 2). Социальное действие в таком слу- чае истолковывается как коммуникативный процесс, как система символически (посредством языка) опосредо- ванных интеракций. Соответственно общество рассмат- ривается приверженцами символического интеракцио- низма прежде всего как психологическое взаимодействие индивидов, как результат стабилизации процессов меж- личностного общения. Социальное же развитие изо- бражается как процесс эволюции коммуникативных форм.

Но хотя любое социальное действие так или иначе связано с соответствующей реакцией и поведением инди- видов, ограничиваться лишь психологическими характе- ристиками здесь явно недостаточно. Более глубокое по- нимание общественного развития нуждается не столько в фиксировании поведения отдельных личностей, сколько в выявлении определяющих факторов действий групп лю- дей, их общностей, классов, наций, народов. Поэтому очевидным достижением материалистического понимания истории явилось сведение бесконечно разнообразных и часто субъективно-произвольных действий "живых" лич- ностей к действиям социальных групп, классов, то есть к массовым действиям.

Посредством социальных действий осуществляются преобразования в общественных отношениях и изменения в социальных институтах, прогресс общества. Социальное

263

действие можно определить как относительно локализо- ванный в историческом времени и социальном простран- стве конкретный акт деятельности совокупного субъекта (группы, класса, народных масс и др.) по преобразованию наличных общественных отношений в иные соответст- венно его потребностям и целям.

В социальных действиях людей реализуется их со- вместная деятельность. Ее отличают наличие единой цели, общая мотивация, сопряжение индивидуальных усилий, координация их, необходимость в управлении, наличие для участников совместной деятельности единого конечного результата и др. При общении в социальном действии про- исходит обмен информацией, знаниями, способами дея- тельности, чувствами и настроениями. Здесь формируются общие ценностные ориентации, срабатывают психологи- ческие механизмы массового поведения.

Совокупность человеческих действий можно свести к четырем взаимосвязанным их видам: 1) производственные действия (развертываются в материальной сфере общест- ва; это действия по обеспечению функционирования и развития экономики); 2) общественно-политические дей- ствия (реализуются в сфере социальных и политических отношений; это институализированные действия государ- ства, классовая борьба, массовое демократическое движе- ние, национальные конфликты и др.); 3) коммуникативно- идеологические действия (осуществляются в духовной сфере жизни общества; это действия моральные, эстети- ческие, религиозные, пропаганда, гласность и пр.); 4) познавательные действия (проявляются во всех сферах социальной жизни, но прежде всего они - способ сущест- вования науки и социальная трансляция информации в системе образования).

Таким образом, применительно к социальным дейст- виям деятельностный принцип объяснения функционирует в существенно обогащенном виде. В частности, возникает возможность конкретной детализации человеческой ак- тивности. Так, структура технического действия в про- изводственных процессах осмысливается в сочетании следующих ее элементов: действующий субъект; кон- кретные физические воздействия, оказываемые этим субъектом на материальную среду; осуществляющиеся в результате этого соответствующие изменения физических

264

объектов или процессов; используемые субъектом инст- рументы и средства; применяемые в действии принципы и правила реализации конкретных операций и др.

Общество - продукт взаимодействий людей, система их многоаспектных отношений.