logo search
Философия

14.8. Быть или иметь?

Чаще всего выявление важности этой альтернативы для человека связывается с именем американского фило- софа Эриха Фромма. Но еще раньше о том же самом пи- сал другой известный ученый Уильям Джемс: "Всегда су- ществовала резкая грань между людьми, полагающими

246

смысл своего существования в том, чтобы иметь, и таки- ми, для кого основная ценность их заключается в том, чтобы быть. Джентльмен (употребляя это слово в его пер- воначальном значении человека благородного происхож- дения, хищничеством накопившего себе земли и имуще- ства и беззаботно пирующего среди своих богатств) не считал, однако, эти богатства мерилом оценки своей лич- ности и не смотрел на них, как на неотъемлемую сущ- ность своей жизни. Такой сущностью для него являлись прирожденные личные черты: храбрость, великодушие и гордость".

Конечно, объем качеств "бытия" нуждается в сущест- венном расширении сравнительно с указанными Джемсом. Речь должна идти в первую очередь о таких атрибутах Воз- вышенной экзистенции, как доминантность в сознании индивида духовных ценностей, гуманистическая ориента- ция социальных действий, установки соучастия и сопере- живания, идеалы ненасилия и прав человека, законопос- лушание и др. Для индивида доминанта "иметь" означает пребывание преимущественно в кругу личного и группо- вого социального эгоизма. "Быть" же для нас - это жить на "планете людей", стремиться к Знанию и Истине, вос- торгаться Прекрасным, творить Добро, верить в Идеалы, действовать в Гармонии с природой, проявлять себя Субъектом культуры. Брать установку исключительно на "иметь" - значит обрекать себя в конечном счете на безду- ховность. "Быть" - приобщаться к Возвышенной экзи- стенции.

Само собой разумеется, чтобы воспринять принцип "не хлебом единым...", нужно иметь этот хлеб в достатке. Тем более сие верно в современных условиях. Нынешний кризис духовности обусловливается общими экономиче- скими, социальными и политическими причинами. Об- нищание в посткоммунистический период подавляющего большинства населения, растущая безработица, расслоение общества на очень богатых и очень бедных, капитализация экономики, нецивилизованный рынок, охаивание многи- ми средствами массовой информации всего советского прошлого и другие известные следствия развала великой страны явились, естественно, объективной основой не просто резкого снижения уровня духовности социума, но и существенного качественного ее изменения.

247

Социальная среда - фактор сложноструктурирован- ный: от семьи до всей полноты объективных общественных отношений, включая экономику, политику, идеологию, образование, культуру. В каждом из нас преломляется жизнь общества. Но и сам человек ответствен за состояние своей духовности. Его "Я" - индивидуальный мир воли, интеллекта, эмоций и ценностей. Собственными жела- ниями, стремлениями и действиями творятся в решающей мере круги личностного бытия.

Возвышение и усиление роли личности, ее гумани- стического содержания во всех сферах человеческой дея- тельности в нашу эпоху становится не только условием прогресса общества, но и его выживания. Многие новые существенные аспекты проблемы человека выявляются при рассмотрении его как субъекта целостного историче- ского процесса, осмысление закономерностей которого составляет предмет социальной философии (или в соот- ветствии со структурой мировоззренческого знания - фи- лософии социального действия).