logo search
Философия

11.4. Сознание и язык

Основой возникновения языка, равным образом как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Благодаря общению людей совершенствовались орудия труда, а навыки в их употреблении становились достоянием всего коллектива. Для передачи трудовых на- выков и опыта последующим поколениям механизма ус- ловных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт был настолько разнообразен, что мог передаваться не иначе как в обобщенном виде, в его внутренних и су- щественных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка.

Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения

162

служит слово, значение которого носит обобщенный ха- рактер.

Мышление и язык неразрывно связаны между собой, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово - это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языко- вую форму, т.е. в определенной системе средств об- щения. Такими средствами являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя (думать "про себя").

Язык выступает не только средством внешнего воплощения мысли (в словах или письменной речи), обобщения, но и средством оформления мысли. Если человек и не говорит вслух, все равно его мысли об- лекаются в форму слов. Внутренняя речь является средством оформления мысли. Если человек не может выразить то, что хотел бы сказать, то это означает от- сутствие оформления мысли. Пользование языком ос- новано на существовании ассоциативной связи между звуковым комплексом, речедвигательным аппаратом и зрительными, осязательными, обонятельными и други- ми восприятиями, соответствующими воспринимаемо- му предмету.

Характерной особенностью слова как раздражителя является непрерывное расширение его содержания. В за- висимости от индивидуального опыта человека одни и те же слова могут вызывать у разных людей различные со- держательные представления о предметах. Ни сам язык, ни конкретные механизмы, реализующие процессы речи, не заложены изначально в человеке, не "записаны" в его мозгу. Примером этого могут служить случаи, когда дети с момента своего рождения жили среди животных. Они не умели говорить и· обладали крайне примитивным мышлением.

163

Таким образом, не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют вне языка. Язык и мышление развиваются вместе со становлением общества.