logo search
Философия

11.3. Происхождение сознания

Качественное различие психики животных и чело- века не означает, что они не имеют ничего общего между собой. Данные современной науки свидетельствуют о том, что многие виды животных обладают способностью "ду- мать", "решать", "говорить". Так, некоторые птицы произ- носят слова, хотя и не понимают их значения, обезьяны овладевают знаками (свыше 150). Отсюда нередко делают- ся выводы, что язык и мышление присущи не только че- ловеку, но и животным.

159

Представители современной социобиологии зачастую склонны отождествлять социальную жизнь животных и человеческого общества. В частности, П. Кемп и К. Арме, анализируя поведенческие акты пчел, приходят к выводу, что методы принятия ими решений удивительно напоми- нают некоторые действия людей.

Особенно часты попытки очеловечивания дельфи- нов. Ссылаясь на исключительность организации мозга дельфинов, отдельные авторы полагают, что это открыва- ет им путь к разумной деятельности. В действительности же, как показали новейшие исследования, ни поведение, ни структурно-функциональная организация коры голов- ного мозга не подтверждают наличия у дельфинов свойств человеческой психики.

Наделение животных свойствами человеческой психики не учитывает глубокого различия человеческого сознания и психики животных. Человеку свойственно мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием - осознание своего "Я" как противостоящего окружающему миру. Это раз- личие проявляется уже в морфологических признаках (увеличение объема и структуры мозга), характере психи- ческих функций и в общественной природе сознания. Основой перестройки психики животных в сознание че- ловека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое суще- ство, а как социально-исторический субъект изменения своих условий. Становление человека сопровождается пе- реходом от присвоения готовых продуктов природы к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали свое место сознательной деятельности человека. Изготовление орудий труда предполагало нали- чие не только прямой, но и опосредованной связи между действиями человека и явлениями природы, познание их внутренних связей, что приводило в конечном итоге к усложнению психического отражения посредством поня- тий, носящих отвлеченный и обобщенный образ внеш- него мира.

Формирование сознания в ходе трудовой деятельно- сти сопровождалось выработкой специфически человече-

160

ского отношения к миру: для него имеют значение не только сугубо биологические потребности, но и те, кото- рые этим потребностям служат опосредованно.

Усовершенствование орудий труда, их специализа- ция, появление сложных составных орудий приводили к разделению труда и способствовали развитию аналитиче- ской деятельности человека. Труд позволял не только преобразовывать окружающие предметы, но и развивал самого человека, совершенствовал его мозг. В свою оче- редь, развитие мозга послужило средством усовершенст- вования трудовой деятельности, которая развивалась на основе накопленного опыта, навыков в изготовлении ору- дий труда. В результате человек изучал и познавал свой- ства природы, недоступные животным.

Применение орудий труда и всей системы речевых знаков явилось необходимым условием возникновения человеческого сознания, которое ориентировано не толь- ко на познание мира, но и на его преобразование. Осуще- ствляя практически-преобразовательную деятельность, человек создает культуру. Благодаря речи она формирует- ся и развивается как общественное явление, как духовный продукт жизни общества. Выступая средством взаимного общения людей, обмена опытом, знаниями, идеями, - речь связывает людей не только данной социальной груп- пы, не только данного поколения, но и последующих, созидая преемственность накопленного человечеством опыта.

Сознание не изолировано от других явлений обще- ственной жизни, а неразрывно связано с ними. Оно ди- намично и развивается на основе ведущих социальных закономерностей, в то время как психика животных со- вершенствуется лишь в процессе непрерывного приспособ- ления животных к условиям жизни. Ценностное отноше- ние к действительности - отличительная черта сознания, выражающая определенные функции (практически-ути- литарную, нравственную, эстетическую и т.п.). Оно возни- кает как осознание значимости тех предметов, полезность которых человек устанавливает на практике.

Общественно-историческая практика выявляет сущ- ность человека как субъекта, обладающего творческой активностью в конкретно-исторических условиях.

161

Творческий, активный характер сознания проявля- ется в его избирательности. Из многих вещей оно избира- ет и делает своим объектом лишь одну или несколько. Человек может логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией отражаемых предметов и их связей, но и преобразованным воспроизведением. В этом случае соз- нание как непосредственное отражение действительности превращается в идею, ориентированную на ее практиче- ское воплощение в жизнь. Раскрытие истины на основе создания теорий, гипотез, других форм научного позна- ния - свидетельство творческой активности сознания, ве- дущее к преобразованию мира.

Творческую роль сознания надо понимать, однако, не как творение сознания мира (как утверждает идеа- лизм), а преобразование окружающей действительности человеком в результате практической деятельности. Эти действия людей, являясь материальным процессом, со- вершаются по объективным законам, в то же время представляя собой сознательную деятельность, в которой так или иначе претворяются заранее выработанные в сознании цели и планы человека. Изменять, создавать новую предметную реальность может не сознание само по себе, а человеческие действия, одухотворенные идея- ми, целями.

I