11.3. Происхождение сознания
Качественное различие психики животных и чело- века не означает, что они не имеют ничего общего между собой. Данные современной науки свидетельствуют о том, что многие виды животных обладают способностью "ду- мать", "решать", "говорить". Так, некоторые птицы произ- носят слова, хотя и не понимают их значения, обезьяны овладевают знаками (свыше 150). Отсюда нередко делают- ся выводы, что язык и мышление присущи не только че- ловеку, но и животным.
159
Представители современной социобиологии зачастую склонны отождествлять социальную жизнь животных и человеческого общества. В частности, П. Кемп и К. Арме, анализируя поведенческие акты пчел, приходят к выводу, что методы принятия ими решений удивительно напоми- нают некоторые действия людей.
Особенно часты попытки очеловечивания дельфи- нов. Ссылаясь на исключительность организации мозга дельфинов, отдельные авторы полагают, что это открыва- ет им путь к разумной деятельности. В действительности же, как показали новейшие исследования, ни поведение, ни структурно-функциональная организация коры голов- ного мозга не подтверждают наличия у дельфинов свойств человеческой психики.
Наделение животных свойствами человеческой психики не учитывает глубокого различия человеческого сознания и психики животных. Человеку свойственно мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием - осознание своего "Я" как противостоящего окружающему миру. Это раз- личие проявляется уже в морфологических признаках (увеличение объема и структуры мозга), характере психи- ческих функций и в общественной природе сознания. Основой перестройки психики животных в сознание че- ловека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое суще- ство, а как социально-исторический субъект изменения своих условий. Становление человека сопровождается пе- реходом от присвоения готовых продуктов природы к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали свое место сознательной деятельности человека. Изготовление орудий труда предполагало нали- чие не только прямой, но и опосредованной связи между действиями человека и явлениями природы, познание их внутренних связей, что приводило в конечном итоге к усложнению психического отражения посредством поня- тий, носящих отвлеченный и обобщенный образ внеш- него мира.
Формирование сознания в ходе трудовой деятельно- сти сопровождалось выработкой специфически человече-
160
ского отношения к миру: для него имеют значение не только сугубо биологические потребности, но и те, кото- рые этим потребностям служат опосредованно.
Усовершенствование орудий труда, их специализа- ция, появление сложных составных орудий приводили к разделению труда и способствовали развитию аналитиче- ской деятельности человека. Труд позволял не только преобразовывать окружающие предметы, но и развивал самого человека, совершенствовал его мозг. В свою оче- редь, развитие мозга послужило средством усовершенст- вования трудовой деятельности, которая развивалась на основе накопленного опыта, навыков в изготовлении ору- дий труда. В результате человек изучал и познавал свой- ства природы, недоступные животным.
Применение орудий труда и всей системы речевых знаков явилось необходимым условием возникновения человеческого сознания, которое ориентировано не толь- ко на познание мира, но и на его преобразование. Осуще- ствляя практически-преобразовательную деятельность, человек создает культуру. Благодаря речи она формирует- ся и развивается как общественное явление, как духовный продукт жизни общества. Выступая средством взаимного общения людей, обмена опытом, знаниями, идеями, - речь связывает людей не только данной социальной груп- пы, не только данного поколения, но и последующих, созидая преемственность накопленного человечеством опыта.
Сознание не изолировано от других явлений обще- ственной жизни, а неразрывно связано с ними. Оно ди- намично и развивается на основе ведущих социальных закономерностей, в то время как психика животных со- вершенствуется лишь в процессе непрерывного приспособ- ления животных к условиям жизни. Ценностное отноше- ние к действительности - отличительная черта сознания, выражающая определенные функции (практически-ути- литарную, нравственную, эстетическую и т.п.). Оно возни- кает как осознание значимости тех предметов, полезность которых человек устанавливает на практике.
Общественно-историческая практика выявляет сущ- ность человека как субъекта, обладающего творческой активностью в конкретно-исторических условиях.
161
Творческий, активный характер сознания проявля- ется в его избирательности. Из многих вещей оно избира- ет и делает своим объектом лишь одну или несколько. Человек может логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией отражаемых предметов и их связей, но и преобразованным воспроизведением. В этом случае соз- нание как непосредственное отражение действительности превращается в идею, ориентированную на ее практиче- ское воплощение в жизнь. Раскрытие истины на основе создания теорий, гипотез, других форм научного позна- ния - свидетельство творческой активности сознания, ве- дущее к преобразованию мира.
Творческую роль сознания надо понимать, однако, не как творение сознания мира (как утверждает идеа- лизм), а преобразование окружающей действительности человеком в результате практической деятельности. Эти действия людей, являясь материальным процессом, со- вершаются по объективным законам, в то же время представляя собой сознательную деятельность, в которой так или иначе претворяются заранее выработанные в сознании цели и планы человека. Изменять, создавать новую предметную реальность может не сознание само по себе, а человеческие действия, одухотворенные идея- ми, целями.
I
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия