logo search
Философия

11.5. Природа идеального

Без учета творческой природы сознания, мышления невозможно научное понимание процесса познания. Ме- тафизический материализм абсолютизировал внешний источник сознания (природу), не поднимаясь до призна- ния роли практики в познании. Напротив, идеализм пре- увеличивал другую сторону познания - его активность, приписывая сознанию, мышлению мистическую способ- ность создавать из себя объект познания и действия.

Сознание - специфическая форма деятельности чело- века, духовная, теоретическая деятельность. Первоначально производство идей, представлений вплетено в материаль- ную деятельность и общение людей. В дальнейшем проис- ходит отделение духовного от материального, производство идей становится относительно самостоятельным; мышле- ние в любом случае есть не что иное, как осознание бы- тия, его содержанием является объективный мир.

Как духовная деятельность человека мышление, а равным образом и сознание, выступает в качестве иде- ального по отношению к отраженному в нем объекту. Познавательный образ и отраженный в нем предмет едины, ибо образ есть копия предмета, снимок с него, но и противоположны, ибо одно по отношению к дру- гому выступает как идеальное по отношению к матери- альному. Познавательный образ как отражение, снимок предмета, не является его материальной копией. Мате- риальная копия, или материальная модель, обладает свойствами, присущими материальным телам. Модель корабля отличается от самого корабля, но это различие в одной сфере общности, ибо они суть материальные тела. Содержание наших мыслей о корабле, будучи его обра- зом, не является, однако, его материальной копией, мо- делью.

Между содержанием мысли и отраженным ею предметом имеется принципиальное различие, которое называется различием между материальным и идеальным.

164

Идеальное связано с материальным, но не является им. "Идеальное, - писал К. Маркс, - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (29. Т.23. С.21).

Познавательный образ нельзя рассматривать как осо- бую идеальную вещь, существующую наряду с предметом и независимо от него; это - идеальный образ предмета. Здесь нет двух предметов, один - идеальный, другой - матери- альный. Сознание создает лишь образ материального

предмета.

Что такое идеальное? Оно в научной литературе трактуется неоднозначно. Некоторые авторы отождест- вляют идеальное с субъективной реальностью вообще. Для других идеальное предстает лишь как понятийная форма отражения. Между тем идеальность есть характе- ристика всех проявлений сознания - ощущений, воспри- ятий, мыслей, эмоций, социальных чувств, религиозных и философских воззрений и т.д. Идеальное - отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли, это не какая-то умопостигаемая иде- альная вещь, а способность человека в своей деятельно- сти духовно, в мыслях воспроизводить ту или иную ре- альность.

В действительности идеальное существует лишь как противоположное материальному, но не в форме особых вещей, а как момент практического взаимодей- ствия субъекта с объектом, как форма деятельности субъекта. В отдельности идеальное не существует, но его можно выделить в мысли как некоторую чистую форму. Подобно тому как круглое не существует отдельно от круглых тел, так чистая форма выделяется деятельно- стью человека, и его можно выделить лишь как форму этой деятельности. Идеальное как некоторая чистая форма реально существует как бы вплетенным в мате- риальное, в систему нейрофизиологических структур и процессов, в систему материальных знаков, в матери- альное взаимодействие человека со средой.

Процесс мышления осуществляется на основе зна- ков, как правило, слов и предложений, которые являются материальной формой идеального. Человек может вос- принимать из внешнего мира только то, что действует на его органы чувств. Поэтому идеальные образы предметов

- 165

приобретают в языке свою чувственно-материальную форму и тем самым делают результаты мышления прак- тически доступными, реальными.