7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
Вопрос о.противоречиях - центральный в диалекти- ке. Учение о единстве противоположностей составляет ее "ядро", "суть". Особая значимость проблемы противоречия определяется тем, что все происходящее в мире содержит в себе противоположность. Известен, например, в Древ- нем Египте миф о борьбе Осириса и его сына Гора, оли- цетворявших добрые начала (свет), со злым богом Сетом - носителем зла и тьмы. В Древней Индии в ведийском пантеоне богов главный Индра - бог молнии, грома и раз- рушительных стихий. Его основные функции - борьба с демонами, символизирующими темные силы и хаос. В ми- фологии Китая утверждалось, что мир и все в нем сущест- вующее - результат действия и столкновения противопо-
96
ложных сил Инь и Ян. Инь и Ян - противоположности добра и зла, красоты и безобразия, правды и лжи, мужчи- ны и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслажде- ния и страдания, четного и нечетного, левого и правого, холода и тепла и т.д.
Сформировавшаяся еще в рамках мифологического мировоззрения идея неразрывной связи противоположно- стей была принята многими древними философами. В дальнейшем признание или отрицание объективных про- тиворечий становится одним из важнейших оснований, разделяющих диалектику и метафизику. Уже греческий мыслитель Гераклит истолковывал противоречия как дви- жущий принцип возникновения и гибели в природе: враж- дующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу.
Много веков спустя идеалист-диалектик Гегель вос- произвел ту же мысль в иных словах: "Противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь по- скольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно дви- жется, имеет побуждение и деятельно", "нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие" (10. Т.2. С.65). Впрочем, сформулированное Гегелем положение ка- сается у него прежде всего саморазвития понятий. Творя- щим же природу фактором в философии Гегеля выступает внешняя для материи сила - абсолютный дух.
В данной связи следует обратить внимание на то, что многие философы-метафизики стремятся вообще "изъять" противоречия из бытия. Они допускают их лишь в качестве феномена мышления, возникающего из-за на- рушений требований формальной логики.
Между тем противоречие - не только признак смутной мысли, а прежде всего определяющий элемент объективной диалектики природы и общества. Уже сама материя проти- воречива: она бесконечно многообразна в своих проявлениях и в то же время едина как объективная реальность, как суб- станция. Движение - тоже есть единство противоположно- стей: изменения и покоя, непрерывного и прерывного. Даже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно - в другом; что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. Движение и есть постоянное возникновение и одновремен-
97
ное разрешение этого противоречия. Игнорирование объек- тивной противоречивости движения может вести к отрица- нию самого движения, о чем и свидетельствуют известные апории древнегреческого философа Зенона. Зенон в рассуж- дении "Ахиллес и черепаха" обосновывает невозможность будто бы теоретического объяснения (а тем самым и факта) движения следующим образом. Представьте: быстроногий Ахиллес находится позади черепахи. Пока он пробежит раз- деляющее их расстояние, черепаха продвинется несколько вперед. Как только Ахиллес пробежит новое расстояние, че- репаха опять-таки немного переместится вперед, и так до бесконечности. Получается, что Ахиллес никогда не догонит черепаху! В чем здесь ошибка? Все в том же - в игнорирова- нии объективного единства прерывности и непрерывности.
Пространство Зенон рассматривает здесь лишь как сумму конечных, прерывных отрезков и противопоставля- ет ему бесконечную непрерывность времени. Он акценти- рует лишь прерывность пространственного перемещения. Без внимания остается момент непрерывности процесса. Но движение суть противоречие, единство названных противоположностей. Пространство также и непрерывно (протяженно), и прерывно (структурно). Время, в свою очередь, есть единство непрерывности (течения) и пре- рывности (длительности).
Всеобщий и объективный характер противоречий можно проиллюстрировать и более конкретно. В неор- ганической природе противоречия существуют в форме отношений частиц и античастиц, вещества и поля, при- тяжения и отталкивания, действия и противодействия, по- ложительного и отрицательного электрических зарядов, волн и корпускул, соединения и диссоциации атомов, окислительных и восстановительных процессов, адсорбции, десорбции, эндогенных и экзогенных процессов, хаоса и самоорганизации и др. Сфера жизни характеризуется своими противоречиями: ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, жизни и смерти, орга- низма и среды, особи и вида, внутривидовыми и межви- довыми и т.д. В обществе противоречия выражаются в отношениях между производительными силами и произ- водственными отношениями, государством и обществом, частными и групповыми интересами, целеполаганием и стихийностью и т.д.
98
У человека как личности существуют противоречия между разумом и чувствами; между общественным опытом, усвоенным в процессе обучения, и личным жизненным опытом; противоречия, образующиеся в связи с желаниями и намерениями человека и условиями их реализации; меж- ду индивидуальным и общественным сознанием; между знанием и мнением и пр.
В творческой работе инженера противоречия обна- руживаются между различными требованиями, предъяв- ляемыми к элементам, блокам, устройствам и системам техники на каждом уровне их развития.
Какой же смысл вкладывается в выражение "противоречие"?
Обычно противоречие соотносят с тождеством, рас- сматривая их нередко как несовместимые категории. Философы-метафизики не видят связи между ними, по- лагая, что вещи сами по себе суть тождество, т.е. нечто единое, сохраняющееся и непротиворечивое. Разумеется, если рассматривать предмет изолированно, вне связи с другими объектами, противоречие в явной форме может не обнаружиться. Ведь понятие противоречия касается в первую очередь характеристики отношений и лишь че- рез них - вещей и их свойств. "Противоречие - писал Гегель, - выступает только там, где есть отношение" (13. С.371). Это может быть отношением вещи к самой себе, составляющих ее элементов друг к другу, каждого из них к целостной структуре, данной системы к иным объектам.
Возьмем, например, такое природное явление, как свет. Видимый свет суть белый свет. Он представляет собой воспринимаемый глазом человека поток электромагнит- ного излучения. Если белый свет пропустить сквозь призму (другими словами, рассматривать в конкретном объектив- ном отношении), то он разлагается в спектр различных цветов. Оказывается, что в тождестве (белый свет) имеются различия, определяемые разной длиной составляющих ви- димый свет электромагнитных волн.
Как не может быть абсолютно неизменных обособ- ленных и бесструктурных материальных образований, так нет и абстрактного тождества, исключающего различия, а тем самым и противоречия. Различие - это отношение несовпадения, неоднородности, изменчивости элементов
99
самой вещи, а также свойств данной вещи и других объ- ектов. Диалектически понимаемое тождество всегда со- держит в себе различия. Различия в вещах и между ними могут быть несущественными (по степени и интенсивно- сти проявления каких-либо общих свойств) и существен- ными (по разнопорядковости свойств и разнонаправлен- ности тенденций изменения).
Существенные различия принимают форму проти- воположностей, когда имеет место отношение несовмес- тимости, взаимоисключения некоторых свойств внутри вещи или между разными объектами. Грань между разли- чиями и противоположностями подвижна, они могут пе- реходить друг в друга. В одних взаимосвязях данный предмет находится в отношении различия, в других - в отношении противоположности. Вода и бензин различны как жидкости и противоположны по свойствам в отноше- нии к огню.
Отношение противоположности элементов, объек- тов реальности, их сторон и свойств выражает присущую всем явлениям действительности противоречивость. Про- тиворечие - самая глубокая по содержанию и важнейшая категория материалистической диалектики, ее опреде- ляющего закона. Понятием противоречия фиксируются не просто существующие объективно отношения различия и взаимоисключения противоположностей, но и момент необходимой взаимообусловленности отрицающих друг друга сторон. Противоречие - это единство взаимоисклю- чающих друг друга противоположностей. Здесь уместно напомнить отмеченное ранее разделение отношений на три вида: относительной изолированности, постоянной взаимозависимости, дискретного действия. При изолиро- ванности (относительной обособленности) предмета он рассматривается как себе тождественный объект, как от- ношение абстрактной противоположности другим пред- метам. Натрий и хлор - противоположные по химическим свойствам элементы. Они и в природе существуют раз- дельно, входя в состав различных соединений. Лишь в хлориде натрия (поваренной соли) эти химические про- тивоположности образуют единство, вступая в отношение противоречия.
Противоречие, значит, существует лишь как отноше- ние взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимо-
100
проникновения противоположностей. Таковы, например, отношения противоположностей в микромире: сочетание в единстве взаимоисключающих свойств элементарного и сложного, действительного и виртуального (возможного), положительного и отрицательного, корпускулярного и вол- нового и др. Отношение противоположностей приобретает новое качество в случае их непосредственного действия друг на друга. В противоречии проявляется динамизм, на- пряженность, "борьба" противоположностей. Примеры та- кого рода противоречий: взаимодействие электронов и нуклонов в атоме, соединение и диссоциация веществ в химических реакциях, взаимоотношение хищников и жертв в животном мире, классовая борьба в эксплуататор- ском обществе и т.п. Именно во взаимодействии проти- воположностей таится движущая сила противоречий.
В противоречиях - импульс самоизменения, источ- ник развития; сила, преобразующая вещь в нечто иное. Если бы вещи представляли собой постоянное тождество самим себе, без различий и противоположностей, они были бы абсолютно неизменными. Как способ сущест- вования материи движение есть функционирующее про- тиворечие. Оно выступает как развертывающееся взаи- модействие исключающих друг друга противоположностей. В динамическом взаимодействии противоположностей они объективно играют разную роль: одна из них выполняет положительную функцию сохранения существующего про- тиворечия, другая - отрицательную, поскольку от нее исхо- дит направленное на упразднение данного противоречия действие. Сохранение специфики вещи обусловливается конкретным единством противоположностей. Борьба же противоположностей и их взаимоотрицание - побуждаю- щий к качественным изменениям фактор. В борьбе про- тивоположностей происходит их взаимодействие, т.е. осуществляется перенос между ними вещества, энергии и информации. В силу борьбы противоположностей имеет место изменение отношений между ними, а тем самым - поэтапное развертывание и углубление противоречий. В конечном счете взаимодействие противоположностей приводит к разрешению противоречия. Оно может осуще- ствляться в различных формах: переходом противополож- ностей друг в друга, соответственно в более высокие формы; победой одной противоположности над другой;
101
упразднением (исчезновением) обеих противоположно- стей при коренном преобразовании предмета. В движе- нии противоречий, таким образом, заключается коренная причина качественных изменений явлений действительно- сти, отрицания старого и возникновения нового. Тем са- мым противоречие выполняет в развитии функцию источ- ника и движущей силы.
С общефилософской позиции определяющим мо- ментом в разрешении противоречий выступает борьба противоположностей.
Абсолютность борьбы противоположностей состоит в том, что в их взаимодействии создается в объекте внутреннее "напряжение", возникает импульс к изменению и формиру- ются тенденции его развития. Единство же противополож- ностей относительно в том смысле, что с развертыванием и разрешением противоречия меняются конкретные формы их борьбы, но сама она остается непреходящей. В единстве противоположностей - основа устойчивости системы, в их борьбе - стимул ее изменения.
Иного взгляда придерживаются приверженцы вы- двинутой в XIX в. философами-позитивистами так назы- ваемой теории равновесия. С их точки зрения, в функ- ционировании объекта равновесное состояние сменяется неравновесным, а затем на смену ему снова устанавливает- ся равновесие. Равновесное состояние системы позитиви- сты считали "нормальным", а противоречия в ней - чем-то случайным и несущественным.
Примером современного варианта теории равно- весия является теория так называемого структурно- функционального анализа. Один из ее известных пред- ставителей - американский социолог Т. Парсонс. Он рассматривает общество как стабильную социальную сис- тему, стремящуюся восстановить равновесие при его нару- шении под воздействием внешних или внутренних сил. Соответственно капиталистическое общество трактуется Парсонсом как единая устойчиво функционирующая соци- альная система, элементы которой взаимодействуют с раз- личной степенью гармоничности. Законом социального процесса объявляется самоподдержание состояния со- циального порядка и равновесия. С позиции такого "функционального единства" политические выступления, массовые действия трудящихся, классовая борьба расиени-
102
ваются исключительно как "дисфункции", т.е. нарушение "нормальных" условий функционирования общества. Здесь, как и в общем случае теории равновесия, устойчивое со- стояние системы неправомерно изображается как отсутст- вие в ней внутренних противоречий.
Поскольку противоречие есть взаимопроникновение противоположностей, то было бы ошибкой резко "разводить" моменты их "единства" и "борьбы". .Если акцентирование состояния равновесия системы означает по существу иг- норирование ее противоречий, то в еще большей мере несостоятельна и опасна безоговорочная социальная фе- тишизация борьбы противоположностей. "Война - отец всех вещей", - повторял Гитлер слова Гераклита, подводя ими философскую базу для милитаристских устремлений фашизма. Помнится и то, что ссылками на абсолютность борьбы противоположностей во времена сталинизма оп- равдывались массовые репрессии, вызванные будто бы обострением классовой борьбы по мере движения к со- циализму. Но в подобных случаях имеет место не воспро- изведение объективной диалектики противоречий, а их субъективистско-идеологическая вульгаризация, намерен- но пренебрегающая к тому же фактом качественного многообразия реальных противоположностей.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия