logo search
Философия

8.1. Качество и количество

Обыденное и философское сознание еще тысячеле- тия назад зафиксировало феномен возникновения в ре- зультате накопления постепенных незначительных коли- чественных изменений нового качества (достаточно хотя бы напомнить древние софизмы "лысый", "куча"). Но долгие времена правильного объяснения процесса порож- дения нового не было, поскольку категории количества и качества нередко чрезмерно противопоставлялись друг другу.

В период господства механистических воззрений на мир игнорировались качественные различия между явле- ниями. В истолковании действительности преобладал чисто количественный подход. Так, преформисты (А. Левенгук и др.) в XVII в. полагали, что никаких новообразований в индивидуальном бытии организма нет. В зародыше его уже даны сформировавшиеся части (органы, ткани, структу- ры) взрослого организма. Многие философы метафизиче- ски пренебрегали спецификой высших и низших форм материи. Французский философ Р. Декарт утверждал, что растение - такой же механизм, как и часы. Законами ме- ханики он объяснял и все отправления организма живот- ных. Спустя век после Декарта материалист Ламетри обосновывал уже тезис "человек-машина".

Наряду с отрицанием качественных различий между вещами и разными уровнями организации материи из- вестны и концепции, в которых эти различия крайне аб- солютизировались. Качество в них трактовалось как нечто существующее в предмете независимо от его количест- венных параметров. В средневековой философии каждая вещь представлялась как нечто двойственное: чувственно

114

воспринимаемый предмет и внутреннее "скрытое качест- во". Последнее выступает в виде особых сущностей, кото- рые в принципе могут переходить от одного объекта к другому. Так, огонь потому горяч, что обладает "скрытым качеством" иметь температуру. Переход в другое состоя- ние означает потерю телами такого качества и принятия другого.

Из идеи скрытых качеств исходили алхимики. Для них "начала" вещей образуют самостоятельно существую- щие свойства горючести, огнестойкости, летучести и др. Сочетая носителей соответствующих скрытых качеств ("серу", "ртуть", "соль" и т.д.), алхимики стремились с по- мощью философского камня осуществить трансмутацию вещества: свинца в золото. Ожидалось, что подобное пре- вращение качеств достигается такими операциями над веществом, как кальцинация, сепарация, сублимация, ферментация и др.

Известны и иные проявления метафизической абсо- лютизации качественных различий: флогистонное учение в химии, учение о теплороде в физике и т.д.; жесткое противопоставление растительного и животного "царств", природы и человека, психического и физического. В тех редких случаях, когда при подобной трактовке качества становился вопрос о развитии, оно изображалось как ряд обусловленных внешней силой (в конечном счете Богом) случайных переворотов или катастроф, актов божествен- ного творения.

Современный вариант рассматриваемой метафизи- ческой односторонности образует, в частности, концеп- ция "эмерджентного реализма" английского философа К. Поппера. Он полагает, что направление космической эволюции носит случайный характер и непредсказуемо для человеческого сознания. Появление жизни на Земле, человека, культуры можно понимать лишь как своего ро- да внезапные "мутации". Конечно, в становлении жизни элемент случайности сыграл, несомненно, существенную роль. Но игнорировать объективную возможность и зако- номерность порождения живого из неживого и восхожде- ния от природы к человеку неправомерно. Поппер, по его собственному признанию, - противник детерминизма. Тем самым для него не существует и необходимой связи между качеством и количеством.

115

Что же такое качество и количество? Данными фи- лософскими понятиями выражаются многообразие дви- жущейся материи, пространственно-временные отноше- ния предметов и явлений, их различия и общность. Если категорией противоречия фиксируется, как отмечалось, отношение (противоположностей), то понятия качества и количества касаются прежде всего свойств вещи и лишь через них характеризуют саму данную вещь. Свойство - присущая предмету способность взаимодействовать с другими вещами, порождать в них какие-либо изменения и самому претерпевать их. Человеку, например, свойст- венны ум, знания, рост, вес, физическая сила, труд, соци- альные чувства и действия и многое иное.

Как различные свойства вещи качество и количество соотносятся друг с другом? Категория качества выражает в первую очередь целостность предмета, интегративную со- вокупность его признаков. Понятием же количества фик- сируется их дифференцированность. Качество определяет специфику вещи, количество - ее сходство и соизмери- мость по однородным признакам с другими предметами. Качество есть нечто устойчивое во взаимодействии вещей, отграничивает их друг от друга. Количество же подвижно и изменчиво. Оно относительно безразлично к бытию пред- мета. Качество же, напротив, образует такую определен- ность вещи, которая неотделима от нее.

Итак, качество - это неразрывно связанная с суще- ствованием предмета целостная внутренняя совокупность его отличительных свойств. Колшество же - характери- стика вещи по внешним для нее и тождественным с дру- гими предметами параметрам.

Иногда спрашивают: одно или много качеств у пред- мета? В такой постановке вопрос абстрактен. Конечно, в конкретном взаимодействии вещей они всегда проявляются как одно и то же качество. Но в других отношениях, с другими вещами могут обнаруживаться иные качества. Тем самым любая вещь характеризуется многокачественностью, а также количественным многообразием. Одно и то же свойство предмета и их целостная совокупность в различ- ных отношениях к другим вещам предстают то как каче- ственная его определенность, то как количественная.

Возьмем, например, алмаз. По твердости он превос- ходит все остальные вещества. Твердость и образует его

116

качество, если алмаз применяется как абразивный матери- ал. В каменоломнях добывают мрамор с помощью алмаз- ных пил. Качество твердости используется при обработке стекла. Если бы алмаз не обладал названным качеством, он не мог бы применяться в виде инструмента. Но, помимо твердости, у алмаза много иных свойств. Различен его цвет: в природе алмаз встречается в виде отдельных кри- сталлов, бесцветных или окрашенных примесями. Алмаз могут получать синтетически из соединений углерода при высоких температурах и давлениях. Алмаз имеет форму и т.д. С практической точки зрения все подобные свойства являются несущественными (количественными) характе- ристиками абразивного материала.

Если же алмаз берется в качестве драгоценного камня (бриллианта), то здесь имеет значение уже не столько его свойство твердости, сколько способность под- даваться огранке, иметь различный цвет и т.д. Когда же, наконец, алмаз рассматривается в аспекте его химиче- ского строения, то и твердость, и цвет, и способность к огранке и т.п. свойства оказываются несущественными, ибо в данном случае главное, что алмаз - особое видоиз- менение, аллотропическая модификация углерода. В хи- мическом взаимодействии поэтому алмаз, графит, карбид и уголь суть одно и то же качество, проявляющееся в со- ответствующих свойствах углерода в специфического типа химических реакциях.

В каждом из своих качеств алмаз имеет и опреде- ленные количественные свойства: в функции абразивного материала - сравнительную с другими веществами степень твердости; как драгоценный камень - размер, интенсив- ность блеска; в качестве аллотропической модификации углерода - силу химической связи. Так, по шкале Мооса твердость алмаза равна 10. Масса бриллиантов измеряется в каратах (0,2 г). Сила химической связи определяется особенностями кристаллической структуры алмаза.

Для выражения количественной определенности в математике используются понятия величины и числа. Если исторически понятие величины связано с процеду- рой измерения тел определенным масштабом, то число - с фиксированием ее результата, а также с операцией счета. Различают величины скалярные, векторные, тен- зоры, бесконечно малые и др. Числа дифференцируются

117

на натуральные, рациональные, вещественные, ком- плексные, гиперкомплексные, кватернионы и т.д. Пол- ностью отождествлять, однако, категорию количества с математическими понятиями величины и числа было бы неверно. Количественные отношения могут также уста- навливаться использованием сравнительной степени прилагательных, наречий ("талантливее", "прогрессив- нее", "резче", "выше", "интенсивнее", "ответственнее", "инициативнее" и др.).

В свою очередь качества могут различаться по ос- новным формам движения материи (физические, химиче- ские, биологические, социальные), по степени общности (всеобщие, общие, частные), по отношению к восприни- мающему их человеку ("вторичные" и "первичные") и т.д. Среди социальных качеств выделяются материальные и духовные; общеисторические и формационные; они могут быть экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и др. Есть качества предметно-структурные (дерево, железо) и функциональные (стул, нож). Каждое из подобных многообразных качеств имеет свою количе- ственную определенность.