8.2. Закон перехода количественных
изменений в качественные различия
Поскольку качество фиксирует устойчивость и спе- цифику вещи, а количество - изменение и общность ее свойств со свойствами других предметов, то рассматри- ваемые категории взаимопротивоположны. Но между ни- ми существует отношение единства противоположностей, характеризуемое категорией меры. Мера объективно огра- ничивает относительную независимость изменения от- дельных свойств предмета от сохранения им устойчивой специфики как целого. Мера определяет пределы воз- можного количественного изменения в рамках данного качества, границы изменения количественной определен- ности вещи, в которых она остается самой собой. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование явления. Достаточно какого-то "больше" или "меньше", заметил Гегель, и в мо- ральной области мера легкомыслия оказывается превзой- денной, и получается нечто совсем иное, - преступление;
118
причем право переходит в несправедливость, доброде- тель - в порок.
В малой дозе мышьяк - лечебное средство, в боль- шой концентрации он - яд.
Если количественные изменения приводят к наруше- нию меры, то возникает новое явление. В нем - собствен- ная мера, т.е. конкретное единство количества и качества. Здесь опять-таки совершаются количественные изменения, в конечном счете ведущие к новым качественным различи- ям. Этот процесс образует своего рода узловую линию мер. Тем самым развитие предстает как необходимое единство моментов непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменений самой меры).
Раскрывая содержание излагаемого закона диалек- тики, Ф. Энгельс писал: "В природе качественные изме- нения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем коли- чественного прибавления либо количественного убавле- ния материи или движения (так называемой энергии)" (29. Т.20. С.385). Иначе говоря, качество предмета пре- образуется с изменением количества вещества, энергии и информации за счет перераспределения вещества и энергии в самих предметах, с возникновением в системе новых элементов, в силу изменения элементов и их структурных связей и т.д. Вернемся для иллюстрации к рассмотренному ранее примеру. Качества аллотропиче- ских модификаций углерода определяются строением их кристаллической решетки. В алмазе атомы углерода об- разуют пространственную трехмерную решетку, для гра- фита свойственна плоская двумерная сетка, а карбид ха- рактеризуется своего рода одномерностью молекулы, где атомы как бы вытянуты в нить. Воздействуя на кристал- лическую решетку, т.е. изменяя количественные пара- метры, можно преобразовать аллотропические модифи- кации углерода друг в друга, а также получать различные его агрегатные состояния. Нагревая графит до темпера- туры выше 1200 градусов под давлением больше тысячи атмосфер в присутствии катализаторов, его превращают в искусственные алмазы. Алмаз при нагревании без доступа воздуха выше 1000 градусов превращается в графит. Графит в тех же условиях при температуре 3700 градусов, не плавясь, возгоняется. А при одновре-
119
менном действии очень высокой температуры (выше температуры возгонки) и давления (больше 105 атмос- фер) получают жидкий углерод.
С возникновением качественных различий в ходе количественных изменений наблюдается и обратный процесс: качественные изменения приводят к новым ко- личественным свойствам. При качественных изменениях углерода, например, соответственно изменяются количе- ственно фиксируемые физические свойства электропро- водности, теплопроводности, коэффициент расширения и др.
Момент непосредственного нарушения меры, ко- гда имеет место взаимопереход количественных и каче- ственных изменений, принято обозначать термином ска- чок. Скачок - одна из важнейших характеристик законо- мерного самодвижения материи, ее развития. В понятии скачка фиксируется прежде всего то, что качественные изменения всякой вещи происходят в результате предва- рительных количественных изменений. Важно и то, что эти подготавливающие скачок изменения обусловлива- ются развертыванием свойственных предмету внутрен- них и внешних противоречий. Скачок обозначает также, что во взаимопереходе количественных и качественных изменений разрешаются (и воспроизводятся в иных формах) некоторые противоречия развивающегося объ- екта. Скачок есть переход вещи в новое качество. Соот- ветственно здесь наблюдается "прерыв постепенности" количественных изменений, возникновение явления с другой мерой качественных и количественны свойств.
Если учитывается тип качественной дискретности, то соответственно основным формам движения материи выделяют физические, химические, биологические и со- циальные скачки. Что же касается самого способа заме- ны старого качества новым, то по данному критерию разграничивают разовые скачки и постепенные. Так, ес- ли прибавить к атомному ядру или отнять от него один протон, то это вызовет превращение его в ядро качест- венно иного химического элемента. Здесь, как и в пре- вращении воды при кипении из жидкого состояния в пар, скачок происходит относительно резко и быстро с одноактной ликвидацией старого качества. Иначе, по- степенно, по сравнению с нагреванием воды в гермети-
120
чески закупоренном сосуде происходит испарение воды из реки. Скачок тут предстает сравнительно длительным превращением старого качества в новое. По масштабу качественных изменений, например, могут быть скачки внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные). В зависимости от направленности происхо- дящих изменений различают скачки прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (в ходе которых снижается уровень структурной организации изменяющегося объекта). По характеру обусловливающих их противоречий скачки бывают спонтанными и индуцированными. В первом случае скачки определяются развертыванием внутренних противоречий вещи, во втором - воздейст- вием внешних противоречий, разного рода случайных факторов.
Процесс радиоактивного распада химических эле- ментов в естественных условиях может рассматриваться как спонтанный скачок. Он отличается от аналогичных процессов в атомных реакторах. В них искусственным путем (индуцированный скачок) достигается несравненно более быстрое разрушение ядерного вещества с разовым выделением огромного количества энергии.
В последние годы активно разрабатывается теория бифуркаций динамических систем, математическая тео- рия переходных процессов от одного качества к другому, получившая название теории катастроф. Под катаст- рофой здесь понимается любое резкое изменение в пове- дении системы, скачкообразная реакция ее на плавное изменение внешних параметров. Очевидна практическая значимость выражения математическими средствами со- держания скачка, где качественные изменения приводят систему (инженерное сооружение, организм, состояние природной среды и т.п.) на принципиально иной устой- чивый уровень, характеризуемый новыми параметрами. Теория катастроф предлагает, в частности, специалистам ценные методы прогнозирования динамичных процес- сов. Они позволяют выявить критические точки еще на стадии проектирования и не допустить вполне реальной потери устойчивости.
Таким образом, рассматриваемый закон диалекти- ки устанавливает, что чисто количественные изменения
121
на известной ступени переходят в качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств предмета.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия