logo search
Философия

7.3. Типы противоречий

Существующие в действительности противоречия принято (в зависимости от их характера и роли в разви- тии) подразделять на основные и неосновные, главные и неглавные, необходимые и случайные, общие и специфи- ческие, существенные и несущественные, действительные и возможные и др. Особо важно различать внутренние и внешние противоречия. Применительно к материальному миру в целом всякое противоречие, естественно, является внутренним. Ведь "вне" материи ничего не существует. Мир есть самодвижущаяся (вследствие внутренних своих противоречий) материя. Вынесение источника движения за ее пределы, что свойственно метафизической трактовке развития, неизбежно приводит к идеалистическому пред- ставлению о первотолчке, Боге, мировом духе как корен- ной причине происходящих изменений.

103

Дифференциация противоречий на внутренние и внешние касается, следовательно, отдельных систем, тел, явлений и процессов. Внутренние противоречия - это единство противоположностей в самой сущности предме- та. Внешние - те, которые возникают между сосуществую- щими и взаимосвязанными явлениями. Они выражают отношение противоположности разных вещей, каждая из которых имеет собственные внутренние противоречия. Внутренние противоречия - причина, движущая сила, ис- точник развития. Внешние же противоречия оказывают воздействие на ход внутренних процессов данного явле- ния в качестве его условий. Они влияют на характер, темп и направленность изменений, происходящих в силу борьбы внутренних противоположностей. Так, качество химической реакции определяется составом и строением взаимодействующих молекул вещества (т.е. их внутрен- ними противоречиями). Но скорость протекания реакции во многом зависит от температуры, концентрации веще- ства, давления и других внешних факторов. Специфика живых организмов - в структуре генетического кода. В то же время организм не может существовать без обмена ве- ществ с внешней средой. Внешние противоречия могут способствовать росту и развитию организма или замед- лять их.

Названные разновидности противоречий обнаружи- ваются во всех формах движения материи. На уровне же общества появляются новые типы противоречий, что свя- зано с особенностями его объективной диалектики.

Но тем самым можно противоречия классифициро- вать и в более общем виде, объединить в следующие ти- пы: 1) онтологические; 2) гносеологические; 3) аксиоло- гические; 4) праксеологические.

К числу онтологических следует отнести про- тиворечия физические, химические, биологические, социальные. Гносеологические включают в себя: а) противоречия когнитивные (возникающие в познава- тельных действиях между чувственным и рациональным, логикой и интуицией, опытом и теорией, между различ- ными теориями и т.п.); б) логические (возникающие вследствие нарушений законов правильного мышления); в) категориальные (выражающие отношение противо- положностей типа: явления - сущности, возможности -

104

действительности, причины - следствия, качества - ко- личества, отрицания - полагания и др.).

Группу аксиологических противоречий образу- ют противоположности ценностных отношений людей (добра и зла, справедливости и несправедливости, веры и безверия и др.).

К праксеологическим относятся противоречия, лежащие в основе многообразных общественных отноше- ний и массовых действий людей - экономические, поли- тические, идеологические и т.п.

Их более глубокое осмысление требует рассмотре- ния особенностей социальной диалектики, диалектики общественного развития.