logo search
Философия

8.3. Качество как социальная категория

Закон перехода количественных изменений в ка- чественные различия, будучи универсальным законом развития, специфическим образом проявляется в жизни человеческого общества. Это связано с тем, прежде всего, что здесь качество выражает характер общест- венных отношений. Как социальная категория качество соотносится с потребностями и интересами людей, их групп и общностей. В обществе поэтому значительно сложнее, чем в процессах природы, фиксировать с по- мощью средств математики количественную сторону явлений. Тем самым социальная мера, как правило, носит более "размытый" и не столь определенный, как в физических изменениях, характер.

В обществе при определении качества особо возрастает роль субъективного начала. Из множества признаков и свойств для характеристики социального качества выбираются лишь те свойства, которые в ка- ждый данный момент интересны с точки зрения удов- летворения соответствующих человеческих потребно- стей. Так, понятие "качество продукции" всегда связано со степенью удовлетворения потребностей индивидуума или общества. "Класс" изделия (категория, сорт, и т.д.) определяет его социальное качество. Конечно, если, например, данное техническое устройство не в состоянии воспринимать и преобразовывать электро- магнитные волны, оно не может выступать в качестве радиоприемника. Но сами радиоприемники по своим потребительским свойствам различны и тем самым могут дифференцироваться по качеству (высшей кате- гории, первого и т.д. классов). Социальное качество радиоприемного устройства определяется комплексом его потребительских свойств: количеством функций, надежностью, долговечностью, эстетичностью и др. Изучает и реализует методы количественной оценки качества продукции особая научная дисциплина - квили- метрия. Ею вырабатываются количественные показатели

122

социального качества. Создается возможность измерять потребительные свойства разнородных изделий. Так, все продукты питания могут быть переведены в калории тепло- творной способности, а в условиях радиоактивного зараже- ния допустимость их использования человеком в качестве пищи фиксируется в единицах концентрации активности радионуклидов. Все виды топлива находят общий измери- тель в единицах условного топлива, продукты растение- водства - в кормовых единицах, печатная продукция из- меряется в условных печатных и учетно-издательских листах. Качество технических средств устанавливается в стандартах.

В обществе как количественные, так и в особенно- сти качественные изменения осуществляются людьми в их сознательных и целенаправленных действиях.

Как и всюду, в обществе переход от одного качества к другому осуществляется скачком. Формы проявления скачков в истории многообразны: прерывность историче- ского развития может выступать в виде разного рода кри- зисов, войн, реформ, реакционных переворотов, "скачков назад" и др. В диалектике социального развития опреде- ляющим видом качественных преобразований является революция. От всех иных скачков она отличается тем, что представляет собой сравнительно резкое качественное изменение в самой основе существующих общественных отношений.

Революция принадлежит к числу важнейших ка- тегорий социальной диалектики. Ее содержание не сводится лишь к значению "скачка", реализующего ли- нию исторического прогресса. Категория революции выполняет в материалистической диалектике функцию специфической интеграции различных элементов, вы- ражает в непосредственной тотальности всю много- гранность и нелинейность процесса общественного развития. Революция - это и прерыв непрерывности (притом не всякий скачок, а великий, крупномас- штабный!), и сложнейшее переплетение различных социальных противоречий, и коренное отрицание, и реализация каких-то возможностей, и новая ступень поступательного движения, и сочетание закономерно- сти и случайности, стихийное развитие событий и сознательное сочетание противоположностей и т.д.

123

Антирабовладельческие, буржуазно-демократические, пролетарские, национально-освободительные револю- ции решительно ускоряли ход истории. Вместе с тем было бы неверно придавать революции самодовлеющее значение, метафизически противопоставлять ее эволю- ционному развитию общества. Тем более ошибочно в наши дни представлять революцию как непременное физическое столкновение людей, вооруженное проти- воборство различных классов и социально-экономичес- ких систем. Вопрос о революции как закономерности социального процесса должен рассматриваться конкрет- но-исторически.

Сейчас некоторые теоретики полагают, что исто- рия будто бы исчерпала свой "лимит" на революции, сделала их излишними и опасными из-за серьезных "издержек" (человеческие жертвы, разрушение произ- водительных сил, негативы в культуре и т.п.). Подоб- ные суждения о якобы невозможности революций в будущем вряд ли верны. Ведь и коренные структурные реформы (а еще более - контрреволюции) тоже не об- ходятся без людских тягот и социальных потрясений, о чем свидетельствует хотя бы та же самая деструкция советского общественного строя. К тому же револю- ции, если и совершаются людьми сознательно, то на- зревают независимо от их желания и намерений. Да и известны не только революции социальные с их клас- совым противостоянием, но и иные: демографические, технические, производственные и прочие. Безусловно, например, что нарастающая в наши дни компьютерно- информационная волна уже в обозримом будущем выльется в качественное, поистине революционное из- менение социума во всех аспектах человеческой дея- тельности.

Итак, качество и количество - взаимные противопо- ложности. Их единство образует меру предметов. При на- рушении меры количественные изменения приводят к качественным различиям. Качественное изменение вещи осуществляется скачком. Скачок означает прерыв непре- рывности. В обществе диалектика количественных и ка- чественных изменений опосредуется социальными дейст- виями людей.

124