8.3. Качество как социальная категория
Закон перехода количественных изменений в ка- чественные различия, будучи универсальным законом развития, специфическим образом проявляется в жизни человеческого общества. Это связано с тем, прежде всего, что здесь качество выражает характер общест- венных отношений. Как социальная категория качество соотносится с потребностями и интересами людей, их групп и общностей. В обществе поэтому значительно сложнее, чем в процессах природы, фиксировать с по- мощью средств математики количественную сторону явлений. Тем самым социальная мера, как правило, носит более "размытый" и не столь определенный, как в физических изменениях, характер.
В обществе при определении качества особо возрастает роль субъективного начала. Из множества признаков и свойств для характеристики социального качества выбираются лишь те свойства, которые в ка- ждый данный момент интересны с точки зрения удов- летворения соответствующих человеческих потребно- стей. Так, понятие "качество продукции" всегда связано со степенью удовлетворения потребностей индивидуума или общества. "Класс" изделия (категория, сорт, и т.д.) определяет его социальное качество. Конечно, если, например, данное техническое устройство не в состоянии воспринимать и преобразовывать электро- магнитные волны, оно не может выступать в качестве радиоприемника. Но сами радиоприемники по своим потребительским свойствам различны и тем самым могут дифференцироваться по качеству (высшей кате- гории, первого и т.д. классов). Социальное качество радиоприемного устройства определяется комплексом его потребительских свойств: количеством функций, надежностью, долговечностью, эстетичностью и др. Изучает и реализует методы количественной оценки качества продукции особая научная дисциплина - квили- метрия. Ею вырабатываются количественные показатели
122
социального качества. Создается возможность измерять потребительные свойства разнородных изделий. Так, все продукты питания могут быть переведены в калории тепло- творной способности, а в условиях радиоактивного зараже- ния допустимость их использования человеком в качестве пищи фиксируется в единицах концентрации активности радионуклидов. Все виды топлива находят общий измери- тель в единицах условного топлива, продукты растение- водства - в кормовых единицах, печатная продукция из- меряется в условных печатных и учетно-издательских листах. Качество технических средств устанавливается в стандартах.
В обществе как количественные, так и в особенно- сти качественные изменения осуществляются людьми в их сознательных и целенаправленных действиях.
Как и всюду, в обществе переход от одного качества к другому осуществляется скачком. Формы проявления скачков в истории многообразны: прерывность историче- ского развития может выступать в виде разного рода кри- зисов, войн, реформ, реакционных переворотов, "скачков назад" и др. В диалектике социального развития опреде- ляющим видом качественных преобразований является революция. От всех иных скачков она отличается тем, что представляет собой сравнительно резкое качественное изменение в самой основе существующих общественных отношений.
Революция принадлежит к числу важнейших ка- тегорий социальной диалектики. Ее содержание не сводится лишь к значению "скачка", реализующего ли- нию исторического прогресса. Категория революции выполняет в материалистической диалектике функцию специфической интеграции различных элементов, вы- ражает в непосредственной тотальности всю много- гранность и нелинейность процесса общественного развития. Революция - это и прерыв непрерывности (притом не всякий скачок, а великий, крупномас- штабный!), и сложнейшее переплетение различных социальных противоречий, и коренное отрицание, и реализация каких-то возможностей, и новая ступень поступательного движения, и сочетание закономерно- сти и случайности, стихийное развитие событий и сознательное сочетание противоположностей и т.д.
123
Антирабовладельческие, буржуазно-демократические, пролетарские, национально-освободительные револю- ции решительно ускоряли ход истории. Вместе с тем было бы неверно придавать революции самодовлеющее значение, метафизически противопоставлять ее эволю- ционному развитию общества. Тем более ошибочно в наши дни представлять революцию как непременное физическое столкновение людей, вооруженное проти- воборство различных классов и социально-экономичес- ких систем. Вопрос о революции как закономерности социального процесса должен рассматриваться конкрет- но-исторически.
Сейчас некоторые теоретики полагают, что исто- рия будто бы исчерпала свой "лимит" на революции, сделала их излишними и опасными из-за серьезных "издержек" (человеческие жертвы, разрушение произ- водительных сил, негативы в культуре и т.п.). Подоб- ные суждения о якобы невозможности революций в будущем вряд ли верны. Ведь и коренные структурные реформы (а еще более - контрреволюции) тоже не об- ходятся без людских тягот и социальных потрясений, о чем свидетельствует хотя бы та же самая деструкция советского общественного строя. К тому же револю- ции, если и совершаются людьми сознательно, то на- зревают независимо от их желания и намерений. Да и известны не только революции социальные с их клас- совым противостоянием, но и иные: демографические, технические, производственные и прочие. Безусловно, например, что нарастающая в наши дни компьютерно- информационная волна уже в обозримом будущем выльется в качественное, поистине революционное из- менение социума во всех аспектах человеческой дея- тельности.
Итак, качество и количество - взаимные противопо- ложности. Их единство образует меру предметов. При на- рушении меры количественные изменения приводят к качественным различиям. Качественное изменение вещи осуществляется скачком. Скачок означает прерыв непре- рывности. В обществе диалектика количественных и ка- чественных изменений опосредуется социальными дейст- виями людей.
124
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия