7.5. Социальные противоречия
На уровне социальной формы движения противоре- чия принимают наиболее зримый и осязаемый для людей облик. Противоречия, с которыми люди имеют дело, бес- конечно разнообразны. Некоторые из них сугубо индиви- дуальны и личностны, другие же являют сущность обще- ственных отношений, в их развертывании реализуется исторический процесс.
Противоречия в обществе, т.е. социальные противо- речия, возникают в конечном счете только посредством деятельности человека, развиваются и разрешаются также лишь в его действиях. Они выступают как результат и од- новременно как причина человеческой деятельности,
106
функционируют как общественные отношения и соци- альные взаимодействия людей.
В чем особенности социальных противоречий?
Во-первых, здесь человек включен в саму их струк- туру. Это противоречия между людьми, они суть общест- венные отношения. Иными словами, такие противоречия имеют субъект-объектный характер. Уже индивид в своем личном бытии предстает носителем и субъектом разреше- ния разного типа социальных противоречий. Одни из них, будучи противоречиями его собственной жизни, и возникают, и решаются без его участия. Другие возника- ют помимо него, но могут быть решены только им са- мим, третьи и вызваны, и разрешаются субъектом. В за- висимости от вида общественных отношений социальные противоречия могут быть политическими, экономически- ми, идеологическими, религиозными и др. По субъекту- носителю различают противоречия общечеловеческие (глобальные), классовые, межнациональные, групповые, личностные, межгосударственные и пр.
Во-вторых, в обществе противоречие обладает спе- цифической социальной "объемностью". Оно возникает, функционирует и развертывается как бы на трех "этажах" или в трех "плоскостях": прежде всего на уровне сущност- ных объективных общественных отношений, затем (и од- новременно) выражается в различии и противоположности потребностей и интересов людей и, наконец, в их соответ- ствующих практических действиях. Структуру социаль- ного противоречия можно выразить схемой:
Люди как субъекты действий не находятся где-то вне социальных объектов, а выступают носителем составляю- щих их содержание общественных отношений. В качестве объектов предстают самые различные общественные обра-
107
зования: экономические и социальные структуры, общест- венные институты и учреждения, социальные группы и общности людей, явления духовной культуры. Соответст- венно социальные противоречия как субъект-объектные (субъект-субъектные) отношения - это противоречия людей по поводу таких объектов, как собственность, природные ресурсы, политическая власть, национальный суверени- тет, идеология, культура, техника, религия, свобода, ра- венство, социальная справедливость и др.
В-третьих, включенность в структуру противоре- чия живых людей с их различными потребностями, це- лями и действиями придает диалектике единства и борьбы противоположностей особое социальное каче- ство: возможность и необходимость при определенных условиях возникновения антагонизма. Антагонизм - специфически общественное состояние и форма борь- бы противоположностей. Его проявление вызывается установлением диаметрально взаимоисключающего отношения людей к жизненно определяющим объек- там и несовместимостью обусловленных этим их ко- ренных интересов. Антагонизм выражается в крайних формах конфликтных индивидуальных и массовых со- циальных действий, в непосредственном физическом столкновении людей. Наиболее резко в истории ан- тагонизм обнаруживается в общественных отношени- ях, основанных на частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком. На- ряду с классовыми существуют и иные проявления ан- тагонизма в общественных отношениях: религиозные, на- циональные и др. Антагонизм и противоречие - не одно и то же. С установлением общественных отношений, смяг- чающих социальное неравенство, возможность возникно- вения антагонизма существенно уменьшается, но про- тиворечия остаются.
В-четвертых, поскольку в обществе действуют ода- ренные сознанием, эмоциями и различными стремления- ми люди, то их отношение к конкретным противоречиям неодинаково. Разные субъекты способны в своих целях: а) создавать оптимальные формы функционирования про- тиворечия; б) собственными практическими действиями усиливать существующие и порождать новые противоре- чия; в) намеренно акцентировать в своей деятельности
108
одни и игнорировать другие противоречия; г) противиться разрешению каких-либо противоречий; д) не допускать их развитие в антагонизм; е) обострять противоречия вплоть до антагонизма; ж) добиваться разрешения разви- тых противоречий.
Социальные противоречия опосредуются человече- скими действиями и в условиях современного этапа раз- вития нашего общества. В недавнем прошлом речь могла идти о противоречиях в пространстве единого советского государства. Теперь нужен их анализ и применительно к конкретным республикам Содружества Независимых Го- сударств.
При господстве догматических представлений вре- мен сталинизма и застоя чрезмерно абсолютизировалась специфика развития нашего общества. В его трактовке как "диалектике социализма" были неадекватные ре- альности философские установки. Широко пропаган- дировался тезис, что законы диалектики здесь действу- ют исключительно созидательно, определяя чуть ли не автоматически непрерывный и динамический прогресс общества. Утверждалось к тому же, что его развитие осуществляется всегда планомерно и сознательно, а стихийность предстает как нечто нежелательное и нети- пичное. Считалось, что прокламированное социальное единство исключает противоречия между классами, социальными группами, нациями. Отвергалось прояв- ление в общественных отношениях какого-либо ан- тагонизма. Постулировалось, что диалектика в совет- ском обществе отличается углубляющейся гармонией социальных взаимодействий, что необходимость здесь проявляется в "чистом виде", а не посредством случай- ностей и т.д.
Подобные представления грешили абстрактно- стью, игнорированием действительности. В них желае- мое выдавалось за реальность, намечающиеся тенден- ции возводились в ранг непреложных закономерностей, моменты истины превращались в абсолютизированные догмы, противоречивое многообразие жизни умещалось в жесткое прокрустово ложе однозначных идеологиче- ских схем. В итоге материалистическая диалектика вместо творческого метода критического научного ана- лиза становилась оружием апологии субъективистского
109
произвола деформированной практики. Соответственно находили философское оправдание несовместимые с гу- манизмом подавление прав и свобод человека, волюнта- ризм, пренебрежение массовой и личной инициативой, игнорирование насущных проблем и противоречий обще- ственного развития. А эти противоречия обнаруживались на всех этажах социального здания: в сфере производст- ва - глобальное огосударствление собственности и высо- кая степень экономического отчуждения, в социальных отношениях - рост привилегированного слоя госпарт- бюрократии, в политической сфере - государственный тоталитаризм, в духовной - диктатура классовой идео- логии, исключавшей какое-либо инакомыслие и плю- рализм мнений.
Важно научно осмыслить подобные противоре- чия. Надо исходить из того, что по своей природе со- ветское общество характеризовалось особого рода маргинальностью, граничностью, социальной много- качествен ностыо общественных отношений и дейст- вий. Собственно говоря, у нас не существовало ника- кого "развитого социализма". А возникло общество, где причудливо переплетались элементы отношений социалистических и несоциалистических. Что же ка- сается нынешнего переходного периода, то тем более усиливается (с нарастанием присущих рыночной эко- номике противоречий) отмеченная маргинальность социальной жизни.
Ныне выявились новые грани общественных от- ношений, противоречия которых определяют бытие и развитие республик прежнего Советского Союза. Преж- де всего это объективные сущностные противоречия, обусловленные распадом экономического пространства как единого когда-то народнохозяйственного комплекса; нарастающей приватизацией и переходом к рыночным отношениям; становлением независимых государств; радикальными изменениями в политической и соци- альной структуре общества; обострением экологиче- ских проблем; проявлением у некоторых суверенных государств взаимных территориальных претензий; уси- ливающейся криминализацией общества; прогресси- рующей зависимостью от иностранного капитала и т.д. С отмеченными противоречиями связано появле-
110
ние целого спектра различных и часто противополож- ных интересов и социальных действий трудящихся и предпринимателей, режима и оппозиции, центра и регионов, "коренного населения" и "мигрантов", "демократов" и "консерваторов", "граждан" и "неграж- дан", государственных структур и общественных фор- мирований, "новых русских" и "новых бедных", а также фермеров, колхозников, военнослужащих, студентов, безработных, бомжей и др.
Помимо общих для всего Содружества социальных противоречий, в каждой стране обнаруживаются свои спе- цифические проблемы. Так, в Беларуси многие социальные противоречия связаны с преодолением последствий Чер- нобыльской катастрофы, возрождением национальной культуры и белорусского языка, с возникшей депопуля- цией, трудностями становления Союза России и Белару- си, с задачами повышения безопасности страны в связи с продвижением НАТО на восток.
Жить и действовать в мире социальных противо- речий непросто. Эти противоречия разные по качеству, по характеру воздействия на общественные процессы, по способам функционирования и разрешения. Некоторые из них могут при крайнем обострении превращаться в антагонизм (в межнациональных противоречиях, ак- циях национализма и шовинизма). Сферу антагони- стических отношений образует совокупность противо- общественных действий, различные виды преступлений: бандитизм, терроризм, коррупция, злоупотребление властью, хищение и пр. Вся система криминогенных явлений находится в антагонизме к правовому общест- ву. Такого рода противоречия преодолеваются мерами экономического и политического характера (включающих в необходимых случаях и применение насилия государ- ственными органами). Вместе с тем надо стремиться не к обострению физического противоборства людей, а "овладевать" противоречиями применением в соци- альных действиях метода "соединения противополож- ностей", путем консенсуса, т.е. умелого сочетания личных, групповых, общественных, национальных и общечеловеческих, региональных и государственных и других интересов. Жизнь показывает, что если проти- воречия предоставлять самим себе, допускать субъек-
111
тивизм в оценке противоположностей, то неизбежно возникают социальная напряженность, кризисные си- туации и антагонизм, ослабляется прогрессивная дви- жущая сила противоречий.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия