7.1. Концепция развития
Понимание действительности в развитии - важней- ший аспект диалектического воззрения на мир. Диалектика есть "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде..." (25. Т.23. С.43-44). Знание законов развития позволяет людям целенаправ- ленно изменять мир в соответствии с объективными тен- денциями и потребностями человеческой цивилизации. Но прежде чем обратиться к раскрытию универсальных законов развития, вдумаемся в эту основополагающую идею диалектики.
Мысль о том, что окружающий человека мир, да и он сам, претерпевают со временем не просто некоторые из- менения, но находятся в развитии - величайшее фило- софское открытие. Вместе с тем оно породило массу сложных проблем. Что такое развитие? В каком направле- нии оно происходит? Развивается ли мир в целом или же оно свойственно только отдельным объектам? В чем ис- точник развития? Существуют ли его всеобщие законы и если да, то каковы они? Нет единодушия в ответах на по- добные вопросы. Философы-метафизики, если они со- глашались с идеей развития, трактуют его крайне одно- сторонне, многие из них истолковывают развитие как уменьшение и увеличение, как повторение того, что было, отвергая возникновение принципиально нового. Другие философы (А. Бергсон, С. Александер, К. Поппер) счита- ли, что развитие - это цепь случайностей, непредсказуемых спонтанных скачков, прерывающих всякую связь со ста- рым. Часто развитие воспринимается только как прогресс, прямое восхождение от низшего к высшему. Для иных мыслителей (поэт древности Гесиод, а в наши дни - теоре- тик негативной диалектики Т. Адорно) развитие видится в
93
неуклонной деградации действительности, в регрессе от высшего к низшему.
Возводя в ранг философской концепции развития теоретическое воспроизведение какого-то одного момента действительности (круговорота, повторения, скачка, про- гресса, регресса и т.д.), метафизики тем более оказывают- ся не в состоянии ответить на вопрос, в чем причина ка- чественного обновления мира. Ими источник развития переносится вовне: по отношению к миру вообще - это Бог (или субъект, или безличный разум, воля и т.п.); применительно же к отдельным объектам вопрос о при- чине их развития либо игнорируется, либо решается ука- занием лишь на внешние воздействия.
Следует заметить, что в современной философской литературе в понимании категории развития выявились в ряде аспектов существенно различные мнения: некоторые авторы полагают, что идея вечного развития материи (мира в целом) несостоятельна с философской точки зре- ния и не подтверждается данными естествознания. С их позиции атрибутом материи является движение, но не развитие, поскольку идея бесконечно восходящего разви- тия приводит к признанию начала мира и, в конечном итоге, к креационизму (к принятию религиозного тезиса о сотворении мира Богом из ничего). Утверждается также, что развитие - черта конкретных систем, существующих в определенных интервалах времени. Поскольку Вселенная, мир вообще, не являются единой системой, то к ним не- правомерно применять понятия развития и прогресса.
Но с приведенными суждениями трудно согласить- ся. Во-первых, вовсе не обязательно понимать развитие только как прогрессивное бесконечное восхождение. Во- вторых, мир как закономерное движение материи пред- ставляет собой единое связное целое, т.е. своего рода суперсистему. В-третьих, неправомерно резко разграни- чивать понятия "движение" и "развитие". Те, кто отказы- вает развитию в атрибутивности, не может объяснить, каким образом из "просто изменяющейся" материи воз- никает материя развивающаяся. А ведь верно говорится, что природа "доказала" свое развитие тем, что из нее "вышло", как ее противоположность, общество. Видимо, будет правильно разграничить понимание развития как атрибутивного способа существования материи и приме-
94
нительно к конкретным системам. Современное естество- знание (космология, астрономия, синергетика, физика, биология и др.) подтверждает факт эволюции материаль- ного мира, в ходе которой рождаются новые, до того не- известные организационные формы существования мате- рии. Природа как бы постепенно открывает все новые и новые свои возможности - формы бытия, согласные с ее законами. В этом видится известная направленность эво- люции.
Согласно нынешним воззрениям, развитие Вселен- ной с момента "большого взрыва", положившего начало метагалактике, в которой мы живем, может быть пред- ставлено следующим образом. Первичными по происхож- дению являются физические структуры и формы движе- ния: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, межзвездный газ, звездные образования. Их эволюция приводит к появлению химических, а затем планетарных структур. Здесь в дальнейшем могут возникнуть и разви- ваться разнообразные формы жизни, а со временем и со- циальные структуры. История человеческого общества выявляет процессы развития уже во всей их сложности и противоположности: в соотношении высшего и низшего, простого и сложного; поступательности и необратимости социальных изменений; прогресса и регресса; эволюции и революции; инвариантности и нелинейности и др.
Изложенное ранее понимание движения как спосо- ба существования материи теперь значительно обогащает- ся категорией развития. Ею выражаются происходящие в действительности изменения в их совокупной интеграции и постепенно формирующейся направленности. Эта вос- ходящая или нисходящая тенденция отчетливо обнаружи- вается не сразу, а в достаточно крупных и целостных процессах и в известный интервал времени.
Время - необходимое условие качественного изме- нения любой материальной системы. Тем самым извест- ная необратимость процессов оказывается признаком ее развития. Таким образом, развитие как атрибутивное свойство материи - суть бесконечный процесс ее законо- мерного самообновления и самоорганизации, порождение качественно новых форм своего бытия и движения. При- менительно же к конкретным объектам - развитие есть поступательный процесс системно накапливающихся за
95
сравнительно длинный промежуток времени направлен- ных и необратимых их изменений. В различных областях действительности свои критерии развития. Так, для объек- тов неорганической природы достаточным критерием вос- ходящей линии эволюции можно считать степень самоор- ганизации и усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переход от одних основных уровней системной организа- ции объектов к другим означает расширение спектра воз- можностей взаимодействия, изменения этих систем. Для живых организмов критериями развития выступают сте- пень адаптации их к условиям существования, степень эволюционной пластичности организма; увеличение ав- тономизации или относительной независимости от среды и т.п. Объективным критерием развития общества являет- ся возвышение свободы и сущностных сил человека, из- менение уровня и характера производительных сил, про- изводительности труда.
Дальнейшее раскрытие содержания диалектической концепции развития требует рассмотрения его универ- сальных законов. Аспект развития наиболее существен в материалистической диалектике. Поэтому всеобщие зако- ны развития обычно называют основными (главными) законами диалектики, а среди них определяющее значе- ние имеет закон единства и борьбы противоположностей.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия