logo search
Философия

7.1. Концепция развития

Понимание действительности в развитии - важней- ший аспект диалектического воззрения на мир. Диалектика есть "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде..." (25. Т.23. С.43-44). Знание законов развития позволяет людям целенаправ- ленно изменять мир в соответствии с объективными тен- денциями и потребностями человеческой цивилизации. Но прежде чем обратиться к раскрытию универсальных законов развития, вдумаемся в эту основополагающую идею диалектики.

Мысль о том, что окружающий человека мир, да и он сам, претерпевают со временем не просто некоторые из- менения, но находятся в развитии - величайшее фило- софское открытие. Вместе с тем оно породило массу сложных проблем. Что такое развитие? В каком направле- нии оно происходит? Развивается ли мир в целом или же оно свойственно только отдельным объектам? В чем ис- точник развития? Существуют ли его всеобщие законы и если да, то каковы они? Нет единодушия в ответах на по- добные вопросы. Философы-метафизики, если они со- глашались с идеей развития, трактуют его крайне одно- сторонне, многие из них истолковывают развитие как уменьшение и увеличение, как повторение того, что было, отвергая возникновение принципиально нового. Другие философы (А. Бергсон, С. Александер, К. Поппер) счита- ли, что развитие - это цепь случайностей, непредсказуемых спонтанных скачков, прерывающих всякую связь со ста- рым. Часто развитие воспринимается только как прогресс, прямое восхождение от низшего к высшему. Для иных мыслителей (поэт древности Гесиод, а в наши дни - теоре- тик негативной диалектики Т. Адорно) развитие видится в

93

неуклонной деградации действительности, в регрессе от высшего к низшему.

Возводя в ранг философской концепции развития теоретическое воспроизведение какого-то одного момента действительности (круговорота, повторения, скачка, про- гресса, регресса и т.д.), метафизики тем более оказывают- ся не в состоянии ответить на вопрос, в чем причина ка- чественного обновления мира. Ими источник развития переносится вовне: по отношению к миру вообще - это Бог (или субъект, или безличный разум, воля и т.п.); применительно же к отдельным объектам вопрос о при- чине их развития либо игнорируется, либо решается ука- занием лишь на внешние воздействия.

Следует заметить, что в современной философской литературе в понимании категории развития выявились в ряде аспектов существенно различные мнения: некоторые авторы полагают, что идея вечного развития материи (мира в целом) несостоятельна с философской точки зре- ния и не подтверждается данными естествознания. С их позиции атрибутом материи является движение, но не развитие, поскольку идея бесконечно восходящего разви- тия приводит к признанию начала мира и, в конечном итоге, к креационизму (к принятию религиозного тезиса о сотворении мира Богом из ничего). Утверждается также, что развитие - черта конкретных систем, существующих в определенных интервалах времени. Поскольку Вселенная, мир вообще, не являются единой системой, то к ним не- правомерно применять понятия развития и прогресса.

Но с приведенными суждениями трудно согласить- ся. Во-первых, вовсе не обязательно понимать развитие только как прогрессивное бесконечное восхождение. Во- вторых, мир как закономерное движение материи пред- ставляет собой единое связное целое, т.е. своего рода суперсистему. В-третьих, неправомерно резко разграни- чивать понятия "движение" и "развитие". Те, кто отказы- вает развитию в атрибутивности, не может объяснить, каким образом из "просто изменяющейся" материи воз- никает материя развивающаяся. А ведь верно говорится, что природа "доказала" свое развитие тем, что из нее "вышло", как ее противоположность, общество. Видимо, будет правильно разграничить понимание развития как атрибутивного способа существования материи и приме-

94

нительно к конкретным системам. Современное естество- знание (космология, астрономия, синергетика, физика, биология и др.) подтверждает факт эволюции материаль- ного мира, в ходе которой рождаются новые, до того не- известные организационные формы существования мате- рии. Природа как бы постепенно открывает все новые и новые свои возможности - формы бытия, согласные с ее законами. В этом видится известная направленность эво- люции.

Согласно нынешним воззрениям, развитие Вселен- ной с момента "большого взрыва", положившего начало метагалактике, в которой мы живем, может быть пред- ставлено следующим образом. Первичными по происхож- дению являются физические структуры и формы движе- ния: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, межзвездный газ, звездные образования. Их эволюция приводит к появлению химических, а затем планетарных структур. Здесь в дальнейшем могут возникнуть и разви- ваться разнообразные формы жизни, а со временем и со- циальные структуры. История человеческого общества выявляет процессы развития уже во всей их сложности и противоположности: в соотношении высшего и низшего, простого и сложного; поступательности и необратимости социальных изменений; прогресса и регресса; эволюции и революции; инвариантности и нелинейности и др.

Изложенное ранее понимание движения как спосо- ба существования материи теперь значительно обогащает- ся категорией развития. Ею выражаются происходящие в действительности изменения в их совокупной интеграции и постепенно формирующейся направленности. Эта вос- ходящая или нисходящая тенденция отчетливо обнаружи- вается не сразу, а в достаточно крупных и целостных процессах и в известный интервал времени.

Время - необходимое условие качественного изме- нения любой материальной системы. Тем самым извест- ная необратимость процессов оказывается признаком ее развития. Таким образом, развитие как атрибутивное свойство материи - суть бесконечный процесс ее законо- мерного самообновления и самоорганизации, порождение качественно новых форм своего бытия и движения. При- менительно же к конкретным объектам - развитие есть поступательный процесс системно накапливающихся за

95

сравнительно длинный промежуток времени направлен- ных и необратимых их изменений. В различных областях действительности свои критерии развития. Так, для объек- тов неорганической природы достаточным критерием вос- ходящей линии эволюции можно считать степень самоор- ганизации и усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переход от одних основных уровней системной организа- ции объектов к другим означает расширение спектра воз- можностей взаимодействия, изменения этих систем. Для живых организмов критериями развития выступают сте- пень адаптации их к условиям существования, степень эволюционной пластичности организма; увеличение ав- тономизации или относительной независимости от среды и т.п. Объективным критерием развития общества являет- ся возвышение свободы и сущностных сил человека, из- менение уровня и характера производительных сил, про- изводительности труда.

Дальнейшее раскрытие содержания диалектической концепции развития требует рассмотрения его универ- сальных законов. Аспект развития наиболее существен в материалистической диалектике. Поэтому всеобщие зако- ны развития обычно называют основными (главными) законами диалектики, а среди них определяющее значе- ние имеет закон единства и борьбы противоположностей.