logo
философия / Учебники / Пассмор / Сто лет философии

Глава 17

И еще в одном отношении интерес к Аристотелю уводил их от традиционных двузначных логик и толкал, на этот раз, к построению модальных логик, в которых высказывания описываются не только как «истинные» и «ложные», но и как «необходимые», «возможные» и «невозможные»9. Вдохновленные польским революционным настроем, другие логики также попытались расширить область логических исследований, дополнив традиционную логику утверждений разработкой «логики императивов»; были даже предприняты попытки исследовать возможность построения логики вопросов 10.

Вполне понятно, что эти разработки с восторгом воспринимали логики с формалистическими наклонностями: систему за системой нужно формализовать и проверять на непротиворечивость! Невероятное количество энергии было затрачено на аксиоматизацию и-значных и модальных систем и на решение «проблем разрешимости» для них. Была тщательно исследована в виде чистого исчисления система «строгой импликации» Льюиса; точно такие же методы были применены к алгебраической логике Буля и даже к логике Аристотеля. Неудивительно, что немногие философы обладали необходимыми математическими способностями и были готовы последовать за логиками в эти символические дебри. Большинство философов были склонны считать, что значение формализации ничтожно мало для философии и что она имеет ценность лишь как упражнение в самой абстрактной области чистой математики. Тем не менее, как мы уже видели, формализованный подход к логическим проблемам в значительной мере оказал непосредственное воздействие на творчество Карнапа и логических позитивистов. Но он имел и косвенное влияние, поскольку разные варианты философии «обычного языка» можно лучше всего понять как реакцию, направленную против использования метода формализации. Следует добавить, что по ряду признаков новая логика все еще может способствовать развитию философии в самых разных ее направлениях 11.

Видимо, самым известным польским логиком в англоязычных странах является А. Тарский, чья работа «Введение в логику и методологию дедуктивных наук» вышла в английском издании в 1941 г. С именем Тарского связаны прежде всего две вещи: проведение различия между логикой и металогикой и «семантическая» теория истины. «Металогика» занимается описанием и формализацией логических систем, так же как «метаматематика» занимается описанием и формализацией математики. Однако есть важное различие между метаматематикой Гильберта и металогикой Тарского: согласно Гильберту, метаматематика представляет собой неформальное описание математики, в то время как Тарский ставит задачу построения формализованной металогики, очищенной от «неопределенных и неточных» выражений обыденного языка и не зависящей в своей корректности от «непосредственной интуиции», к которой апеллирует Гильберт.

«Логический синтаксис языка» Карнапа являет собой пример применения метода Тарского. Даже книги по самой формализованной логике всегда содержат разделы, изложенные обыденным языком, — в них разъясняется метод построения логических формул и описываются отношения между ними. Согласно Карнапу, логика только тогда станет абсолютно точной, когда можно будет формализовать и эти разделы. Поэтому «Логический синтаксис языка» имеет целью описание точного метода построения

Логика, семантика и методология

==309

подобных «предложений о предложениях». Но в конце концов именно Тарский вновь сумел убедить Карнапа, — на сей раз своей работой по семантике, — что нужно смягчить ригоризм «Логического синтаксиса языка», где Карнап пренебрежительно называет метафизикой любое упоминание «значения», если оно не может быть представлено как отношение между предложениями. Приступая к работе над «Исследованиями по семантике», Карнап под влиянием Тарского смягчил свои строгие требования.

Слово «семантика», при всем его недолгом существовании, охватывает необычайно широкий спектр интеллектуальной деятельности. М. Бреаль ввел это слово в своем «Очерке семантики» («Essai de semantique», 1897) как название для дисциплины, изучающей значение с точки зрения филологии; Хвистек имел в виду под «семантикой» то, что Карнап называл «логическим синтаксисом»; часто это слово употребляется для обозначения таких исследований по проблеме значения, как теория знаков Пирса, концепция Фреге о различии между смыслом и предметным значением и теория образов Витгенштейна; на более обыденном уровне семантикой считается любая попытка проанализировать способы, какими язык может запутывать и вводить в заблуждения 12.

Этот последний вид семантики обязан своим происхождением книге «Значение значения» (1923), написанной Ч. К. Огденом и А. Э. Ричардсом, которые, впрочем, внимательно изучили некоторые работы Пирса и посвятили им длинное приложение, а также имели (через Рассела) определенное представление об идеях Фреге. Говоря обобщенно, они соединили вариант теории знаков Пирса и разновидность бихевиористской психологии, представленную в «Анализе сознания» Рассела.

Два момента в «Значении значения» вызвали особенно сильный интерес: номинализм и теория «эмотивного значения». Как это нередко происходит в современной философии, Огден и Ричарде используют теорию объектов Мейнонга в качестве устрашающего примера: вот что произойдет, предупреждают они, если мы рискнем предположить, что абстрактные существительные именуют объекты 13. Огден и Ричарде впадают в противоположную крайность, отстаивая позицию, которую Витгенштейн счел нужным раскритиковать в своих «Философских исследованиях». По их мнению, «подлинный символ», в отличие от «вспомогательного», всегда представляет собой имя пространственно-временного события или может быть расширен до множества таких имен. Этот аспект их работы с воодушевлением подхватили такие авторы как А. Кожибский в книге «Наука и здравый ум» (1933) и Стюарт Чейз в его «Тирании идей» (1938). Никогда еще на абстракции не обрушивались с таким ожесточением; целые области человеческого мышления были с презрением отвергнуты как скопища пустых абстракций.

Различие между «эмотивным» и «дескриптивным» языком также завоевывало себе повсюду новообращенных сторонников; довольно часто его использовали с тем, чтобы заклеймить все, что не является предложением физической науки. Но оно имело и более общие философские следствия 14. Огден и Ричарде писали о высказывании «это хорошо»: «специфически этический смысл "хорошо" является чисто эмотивным... выражение "быть хорошим" не выполняет знаковой функции; оно выступает только как эмотивный знак, выражающий отношение... и, возможно, вызывающий похо-

==310