logo
философия / Учебники / Пассмор / Сто лет философии

Глава 13

1. См.: Bernard Bosanquet and his Friends / Ed. J. Н. Muirhead. Уэбб (С. С. J. Webb) суммирует свои взгляды в работе: Outlines of a Philosophy of Religion // CBP II.

2. См. выше, гл. 5, и критические замечания о «Природе истины», высказанные Хернле (R. F. A. Hoernie) и Расселом («Mind», 1906). См. также: Moore G. Е. // Mind, 1907; Dawes Hicks G. // Hibbert Jnl, 1907; Reid L. A. Correspondence and Coherence // PB, 1922.

3. См. статью Смита: Philosophy as the Development of the Notion and Reality of Self-Consciousness // CBP II.

4. См.: Marcheslnl G. La vita et il pensiero di R. Ardigo, 1907. Большинство работ Спавенты после смерти их автора (1901) опубликовал Джентиле.

5. См.: Ruggiero G. de. Modem Philosophy, 1912 / Trans. by A. Н. Hannay, R. G. Coll- ingwood, 1921.

6. Wildon Carr Н. The Philosophy of Benedetto Croce, 1917; Piccoli R. Benedetto Cro- ce: An Introduction to his philosophy, 1922; Sprigge C. Benedetto Croce, 1952; см. также посвященный Кроче выпуск RIP, 1953. Имеются пространные библиографии, см.:

Casfellano G. Benedetto Croce, 1936; L'opera filosofica, storica e letteraria di Benedetto Croce, 1942. Собственную философскую позицию Кроче суммировал в работе «Моя

Примечания______________________441

философия», опубликованной в составе одноименного сборника статей в переводе Е. Ф. Карритга (Е. F. Carritt, 1949).

7. Полный энтузиазма бывший бизнесмен, который прошел путь от участника Аристотелевского общества до профессора философии Кинг-колледжа в Лондоне; он был назначен профессором, когда ему исполнился шестьдесят один год (1918); в 1925 г. он перебрался в Университет Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). Филосо- фия Уилдона Кара представляет собой эклектический идеализм в духе Лейбницевой монадологии, и он прекрасно вписался в «персоналистскую» атмосферу Лос-Андже- леса. См.: Wildon CarrH. A Theory of Monads, 1922; Cogitans Cogitata, 1930. Но его известность объясняется главным образом тем, что он познакомил британскую ауди- торию сначала с Бергсоном, а потом с итальянским идеализмом.

8. Так Кроче назвал небольшой текст, который впоследствии переделал и включил в книгу «Saggio sullo Hegel», 1913. Как правило, Кроче предварительно публиковал свои работы в материалах какого-нибудь ученого общества, а потом перерабатывал и издавал в форме книги. И в тексте, и в библиографии я привел дату первой книжной публикации, руководствуясь «Cronologia delle opere del Croce», включенной в 75-й том издания «La Letteratura Italiana», 1951.

9. Итальянский философ истории, оказавший огромное влияние на итальянских идеа- листов. См.: Croce В. The Philosophy of G. В. Vico, 1911 (англ. перевод Р.Дж. Коллинг- вуда — 1913 г.), а также «Автобиографию» Вико (англ. перевод: Н. Fisch, G. Bergin, 1944). Философский остов своей книги «Поминки по Финнегану» Джойс заимствовал у Вико.

10. Ср.: Romanell P. Croce versus Gentile, 1947 (имеется библиография). См. также:

Holmes R W. The Idealism of G. Gentile, 1937; Pell'w C. The Problem of Religion for the Modern Italian Idealists // PAS, 1923.

11. См.: Tomlln Е. W. F. R G. Collingwood, 1953; McCallum R. В., Кпох Т. М., Richmond I. A. // РВА, 1943; Кпох Т. М. Preface to «The Idea of History», 1946; Ryle G. Mr Collingwood and the Ontological Argument // Mind, 1935; Ducasse C. J. Mr Colling- wood on Philosophical Method // JP, 1936; Ritchle A. D. The Logic of Question and Answer // Mind, 1943; Harris Е. Е. Collingwood on Eternal Problems // PQ, 1951. Харрис переработал свой очерк и включил его в книгу «Nature, Mind, and Modern Science», 1954, где пытается показать, что современные научные разработки отталкиваются от философии, весьма напоминающей ранние теории Коллингвуда, а вовсе не от эмпи- ризма, которому привержены большинство «научно мыслящих» философов. См. так- же: Mure G. R. Benedetto Croce and Oxford // PQ, 1954.

12. О поздних идеях Коллингвуда см.: Donagan A. The Latter Philosophy of R. G. Collingwood, 1962.

13. Коллингвуд перевел две книги Кроче и два сочинения Руджеро. Сравните то, что он говорит о Кроче в «Идее истории», 1936 (опубликована лишь в 1946 г.), с его собственным учением, излагаемым в «Автобиографии». Но Коллингвуд согласился бы с Кроче в том, что говорить о «влиянии» — значит представлять дело так, словно че- ловеческая мысль развивается посредством толчков; на самом деле на мыслителя мо- жет влиять лишь то, к чему он уже пришел самостоятельно. Кроче, между прочим, критиковал «Speculum Mentis», утверждая, что деятельность человеческого духа не получила здесь достаточно «отчетливого» изображения.

14. См. выше, глава 8. См. также: Wisdom J. Problems of Mind and Matter, 1934, и рецензию Броуда на «Сознание и материю»: Broad С. D. // Mind, 1932.

15. См.: Stout G. F. The Nature of Universals and Propositions // РВА, 1921 (перепе- чатано в «Studies»); Universals Again // PASS, 1936. См. также библиографическое за- мечание в книге «God and Nature» (p. 77, сноска). Критику см.: статьи Дж. Э. Мура, Дж. Ф. Стаута, Дж. Доуеса Хикса в рамках симпозиума на тему: Are the Characters of Particular Things Universal or Particular? // PASS 1923; Smith N. K. The Nature of Uni- versals // Mind, 1927; Knight Н. Stout on Universals // Mind, 1936; Aaron R. I. Two

442 _____________Примечания

Senses of the word «Universal» // Mind. 1939; 0'Connor D. J. Stout's Theory of Universals // AJP, 1949.

16. См.: цикл статей Н. К. Смита «The Nature of Universals»; Ryle G. Plato's «Par- menides» // Mind, 1939.

17. Более поздняя книга Патона «The Modem Predicament» (1955) посвящена фи- лософии религии. По его мнению, основанием религиозной веры может быть только религиозный опыт, а не теологическое рассуждение. Но философия по крайней мере может показать, утверждает он в духе Кантовых аргументов в защиту «вещи-в-себе», что мир, каким его видит наука, не исчерпывает всей реальности. См. критический обзор: Gibson А. В. // RM, 1956.

18. См.: Broad С. D. Professor Hallett's «Aetemitas» // Mind, 1933.

19. См., например: Campbell С. A. Scepticism and Construction, 1931; RUchie A. D. The Natural History of Mind, 1936; MacMurray J. The Boundaries of Science, 1931, a также статьи Маккиннона: MacKinnon D. M. // PAS. Большинство этих философов провели часть своей профессиональной жизни на философских кафедрах к югу от границы, но их духовной родиной была Шотландия. Разница в тоне между «Mind» и (шотландским) журналом «Philosophical Quarterly» (1950—) угадывается безошибочно. В Кембридже Юинг (А. С. Ewing), больше известный как теоретик в области этики, разрабатывал многосторонний идеализм, имевший некоторое сходство с позицией Стаута. См. его книгу «Idealism: A Critical Survey» (1934).

20. Contemporary American Idealism / Ed. G. P. Adams, W. P. Montague (в 2-х то- мах) содержит ряд кратких изложений философских кредо и библиографии ведущих американских идеалистов; наиболее известны из них, пожалуй, Дж. П. Адаме, неук- ротимый абсолютист M. У. Калкинс и Дж. Уоттс Каннингэм. Сборник посвящен Дж. Г. Палмеру, коллеге Джеймса, Ройса и Сантаяны по Гарварду и обожаемому учи- телю. См. также: Contemporary Idealism in America / Ed. С. Barrett, 1932. Из других современных американских метафизиков, чуждых идеалистическому течению, едва ли не больше других говорят о Дьюкассе (С. J. Ducasse), чья книга «Nature, Mind and Death» (1951) является обобщением его многочисленных философских статей. Он особенно известен как теоретик в области этики и эстетики. Общий тезис, проводи- мый им в книге «Philosophy as a Science» (1941), — что философия занята выработкой разумного основания оценок, — не набрал много сторонников в качестве общего оп- ределения философии, но вызвал больший интерес в качестве характеристики этики. Но Дьюкассе свободно писал также о таких предметах, как причинность (отстаивая мнение, что причинные суждения суть необходимые, но не в рационалистическом смысле термина «необходимость»), и об отношении между сознанием и телом. См., в частности, отклики о его идеях: PPR, 1952.

21. См.: Reck A. J. The Philosophy of Brand Blanshard // Tulane Studies, 1964;

Nagel E. Sovereign Reason, 1954; Khatchadourian Н. The Coherence Theory of Truth, 1961. В «Reason and Analysis» (1962) Бланшард развивает свои метафизические идеи в противопоставлении современным «аналитическим философиям».

22. Бланшард возражал против книги Митчелла «Structure and Growth of the Mind» (1907), первое издание которой Бозанкет и Хернле воодушевленно приветство- вали. Она представляет собой просто попытку детального анализа психологии XIX в. с постбрэдлианской точки зрения.

23. Smith J. E. Beyond Realism and Idealism: An Appreciation of W. M. Urban // RM, 1953.

24. Такой подход к метафизике, обусловленный отчасти влиянием неосхоластики, в последние годы стал даже модным как способ защиты метафизики от критиков- позитивистов. См., например: Be van E. Symbolism and Belief, 1938; Emmet D. M. The Nature of Metaphysical Thinking, 1945 (наиболее важное изложение «аналогического» подхода к метафизике); Whitehead A. N. Symbolism: its Meaning and Effect, 1928 (этой

Примечания_________________ 443

книге многим обязан Эммет). О теории неосхоластиков см.: Penido M. Le Role de 1'analogie en theologie dogmatique, 1931. См. также упомянутые ниже работы о томизме.

25. The Philosophy of Ernst Cassirer / Ed. P. A. Schilpp, 1949; см. также предисловие Генделя (С. W. Hendel) к английскому переводу (1953) книги «The Philosophy of Sym- bolic Forms» (1923). В книге С. Лангера «Philosophy in a New Key» (1942) живо и сво- бодно разрабатывается «философия культуры», основанная главным образом на идеях Кассирера, но опирающаяся и на другие источники, особенно на Уайтхеда, и сфор- мулированная в целом в менее метафизических терминах.

26. См., например, очерки Стиве нса (I. К. Stephens) и Суаби (W. С. Swabey) в сборнике «The Philosophy of Ernst Cassirer».

27. Идеи Кассирера подхватил Берт (Е. A. Burtt) в имевшей немалое влияние книге «Metaphysical Foundations of Modem Physical Science» (1925).

28. Ср.: Solmltz W. M. Cassirer on Galileo // The Philosophy of Ernst Cassirer.

29. Совершенно понятно, однако, что имеется известная симпатия между участни- ками поствитгенштейновского «лингвистического» движения и неосхоластикой; тон- чайшие различения, характерные для схоластического анализа, снова стали воспри- ниматься благосклонно. К тому же возрождение формальной логики пробудило инте- рес к работе логиков эпохи схоластики. Он очевиден в сочинениях Ч. С. Пирса; во времена не столь отдаленные А. Н. Прайор подчеркнул сходство между средневеко- вой и современной логикой. См., например, его «Формальную логику» (1955). В об- щем об установке английских философов относительно неосхоластики см.: Zybu- ra J. S. Present-Day Thinkers and the New Scholasticism, 1926.

30. Библиографию см. у Мандонне (Р. Mandonnet) и Дестреза (J. Destrez): Bibliog- raphic Thomistc, 1921, а также у Бурке (V. J. Bourke): Thomistic Bibliography, 1920— 1940, 1945. См. введение в томизм: Sertillanges A. G. Foundations of Thomistic Philoso- phy, 1928 (англ. перевод 1931 г.). См. также: Gilson E. Le Thomisme, 1920 (в англ. переводе — «The Philosophy of St Thomas Aquinas», 1924); The Spirit of Medieval Philo- sophy, 1932; Riet G. van. Thomistic Epistemology, 1946 (англ. перевод 1965 г.). Замечания об оживлении неосхоластики с указанием литературы см. в кн.: Bochen- ski I. M. Europaische Philosophic der Gegenwart. 1947 (английский перевод 1956 г.);

подробности о первых годах ее возрождения см.: Pemler J. L. The Revival of Scholastic Philosophy in the Nineteenth Century, 1908. См. также: Aveling F. The Thomistic Outlook in Philosophy // PAS, 1923. Назову важные журналы неосхоластической ориентации:

«The New-Scholasticism», «Dominican Studies» и журнал, издаваемый Institut superiur de philosophic в Лувене.

31. См.: Fecher C. A. The Philosophy of Jacques Maritain, 1953.

32. См. выпуски журналов, посвященные Брюнсвику: RIP, 1951; RMM, 1945. О фран- цузском идеализме в целом см.: Etcheverry A. L'ldealisme Franyais Contemporain, 1934.

33. См.: Samuel 0. A Foundation of Ontology, a Critical Analysis ofNicolai Hartmann, 1954; Nicolai Hartmann, der Denker und sein Werk / Ed. R. Heimsoeth, R. Heiss, 1952. Метафизика еще жива и в Соединенных Штатах, особенно в творчестве Пола Вейса, который в книге «Modes of Being» (1958) ставит целью создать метафизику, вклю- чающую в себя в качестве конкретных иллюстраций все, что было истинного в мета- физических системах прошлого. Стивен Пеппер в работе «World Hypotheses» (1942) менее оптимистичен относительно возможности всеобъемлющей метафизики. Он от- стаивает скорее «разумный эклектизм», признавая, что в попытке понять мир необ- ходимо постоянно иметь в виду каждый из основных типов метафизической теории. См. критические замечания: Thompson M. Metaphysics // Chisholm R. M. et al. Human- istic Scholarship in America: Philosophy, 1964.

34. Три великих философа недавнего прошлого, согласно Бохеньскому, — Мари- тен, Гартман и Уайтхед. Эта характеристика как нельзя лучше свидетельствует о про- пасти между современной французско-немецко-латинской и современной британской философиями, даже если отдельные писатели по обоим берегам Ла-Манша и не раз-

444 ___ ________Примечания

деляют суждений своих соотечественников. Однако уже очевидно, что Витгенштейн с его манерой изложения, напоминающей речения мудрецов, гораздо ближе немецкому вкусу, чем, скажем, Райл или Рассел. Его изучают в германских университетах, кото- рые в остальном полностью игнорируют британскую философию после Юма.