logo
философия / Учебники / Пассмор / Сто лет философии

Глава 12

1. В Германии А. Риль отстаивал разновидность «критического реализма» уже в 1887 г. См. историческую справку в: Pratt J. В. Personal Realism, 1937 и Die realistische Richtung // Ueberweg. Vol. 4. О самом Пратте см.: Self, Religion and Metaphysics / Ed. G. E. Myers, 1961. Там же см.: Sellars R. W. American Realism.

2. Его «Synthetica» (1906) была глубоко индивидуальной попыткой сочетать идеа- лизм в метафизике и реализм в эпистемологии. См.: BalWe J.B. Professor Laurie's Natural Realism // Mind, 1908—1909 и труды французского ученика Лори Г. Ремакля, в частнос- ти: Remade G. La Philosophic de S. S. Laurie, 1909.

3. См. выше, гл. 4. «Бальфуровские лекции о реализме» Прингла-Паттисона были опубликованы в «The Philosophical Review», 1892-1894, в скором времени после того, как были прочитаны, но отдельной книгой они вышли только в 1933 г. См. также со- проводительный обзор и воспоминания Джона Лэйрда в «Mind», 1934.

4. См. вводную статью Сорли, а также статьи об Адамсопе: Jones Н. // Mind, 1902;

Dawes Hicks G. // Mind, 1904; Rees D. A. // PQ, 1952. Подобно Сэту, Адамсон испытал влияние Лотце. Изречение Лотце: «Только исследования, проведенные в духе реализма, отвечают устремлениям идеализма» — могло бы стать девизом философских изысканий Адамсона. В Соединенных Штатах «Система метафизики» Дж. С. Фуллертона принадле- жит к этому же идейному направлению. О Фуллертоне см.: Singer E. A. // JP, 1925.

5. См. некролог де Бурга: Burgh W. G. de. // РВА, 1941.

6. См.: Hicks G. D., Moore J. Are the Materials of Sense Affections of the Mind? // PAS, 1916. О его теории познавательного акта см. материалы симпозиума в PAS, 1920, включая статьи Лэйрда, Мура, Броуда и Доуеса Хикса.

7. См. статьи о Лавджое в JHI, 1948, и PPR, 1963, а также: Reck A. J. The Philoso- phy of A. О. Lovejoy// RM, 1963.

8. См.: Сантаяна о Стронге в: The Philosophy ofG. Santa yana / Ed. P. Schilpp, 1940;

Montague W. P. Mr C. A. Strong's Creed for Sceptics // JP, 1938.

9. См. изложение взглядов Селларса в: Blau J. L. Men and Movements in American Philosophy, 1952; Sellars R. W. A Statement of Critical Realism // RIP, 1938; и материа- лы симпозиума по творчеству Селларса в PPR, 1954, и ответ Селларса (1955).

10. Так, Рассел был единственным британским автором в: The Philosophy of George Santayana / Ed. P. A. Schilpp, 1940. В Великобритании репутация Сантаяны достигала лишь того, что за ним признавали ряд «великих мыслей», или «жемчужин от Сантая- ны», чему превосходно способствовал его афористический стиль. Сиднейская газета однажды отозвалась о нем как о «волхве Сантаяне». См.: Howgate G. W. George Santa- yana, 1938; номера JP, 1954, и RIP, 1963, посвященные Сантаяне; к числу других ста- тей в JP относятся: Lamprecht S. P. Santayana, Then and Now, 1928, и Naturalism and Agnosticism in Santayana, 1933; Randall J. Н. The Latent Idealism of a Materialist, 1931;

см. также: Cohen M. R. // Cambridge History of American Literature. Vol. 4, 1917—1921;

Murray D. L. A Modem Materialist // PAS, 1911. Можно с большой пользой и удо- вольствием прочитать автобиографическое произведение Сантаяны «Persons and Pla- ces», 1944-1949.

11. См.: Kallen Н. M. America and the Life of Reason // JP, 1921.

440______________________Примечания

12. См. замечательное краткое изложение его философии «Apologia pro Mente Sua» в приложении к «The Philosophy of George Santayana».

13. См. его лекцию памяти Герберта Спенсера «Непознаваемое» (1923).

14. См.: Freedom and Reason: Studies in Philosophy and Jewish Culture in Memory of Morris Raphael Cohen / Ed. S. W. Baron, E. Nagel, K. S. Pinson, 1951; посмертно из- данную автобиографию Коэна: A Dreamer's Journey, 1949; Rosenfield L. D. Portrait of a Philosopher, 1962; некролог, написанный Э. Нагелем для JHI, 1957, и библиографиче- ское приложение к JHI, 1958.

15. О его отношении к тому, что Дьюи подчинил онтологию морали, см.: Cohen М. Some Difficulties in Dewey's Anthropocentric Naturalism // PR, 1940. Его интересы в об- ласти социальных исследований были, в частности, связаны с философией права. См. его «Law and Social Order», 1933.

16. См.: Bronstein D. J. The Principle of Polarity in Cohen's Philosophy // Freedom and Reason.

17. Известен главным образом своими статьями для «University of California Publica- tions in Philosophy», издаваемых с 1904 г. философским факультетом Калифорнийского университета сборников, каждый из которых посвящен какой-то отдельной теме.

18. Очерки Нагеля объединены в сборники «Sovereign Reason» (1954) и «Logic without Metaphisics» (1957). В «The Structure of Reason» (1961) он ограничивается об- суждением чисто методологических тем. См. гл. 20.

19. См.: Alexanders. Natural Piety // Hibbert Jnl., 1922, перепечатано в: Philosophi- cal and Literary Pieces, 1939.

20. См.: Lewis С. I. Survey of Symbolic Logic, 1918, вместе с изменениями и исправ- лениями, указанными в Приложении II к: Lewis С. L, Longford С. Н. Symbolic Logic, 1932. Его система имеет свои собственные парадоксы — «парадоксы строгой импли- кации». Например, если логически невозможно, что q ложно, то очевидно, что логи- чески невозможно, что р истинно, а q ложно, т. е. необходимо истинные высказыва- ния вытекают из какого угодно высказывания. Но эти парадоксы, считает Льюис, не противоречат нашим интуитивным логическим представлениям. См. также: Kneale W. Truths of Logic // PAS, 1945.

21. См.: Devaux P. Le pragmatisme conceptuel de C. I. Lewis // RMM, 1934;

Pratt J. B. Logical Positivism and Professor Lewis // JP, 1934.

22. См. обзор К. Г. Гемпеля в: JSL, 1947.