logo search
Antology_phylosophy

Учение о познании

…Познание необходимых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания самих себя в Боге. (Там же. – Т.1.С. 418)

Есть… два рода истин: истины разума и истины факта. Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно. (Там же. С. 418)

…Есть простые идеи, определения которых дать невозможно; есть такие аксиомы или постулаты, или, одним словом, первоначальные принципы, которые не могут быть доказаны, да и нисколько в этом не нуждаются. Это тождественные положения, противоположные которым заключают в себе явное противоречие. (Там же. С. 419)

Интеллектуальные идеи, являющиеся источником необходимых истин, вовсе не происходят из чувств…существуют идеи, которыми мы обязаны рефлексии духа, рефлектирующего над самим собой. (Там же. – Т.2. С. 82)

…Идеи, происходящие от чувств, неотчетливы, и зависящие от них истины тоже неотчетливы, по крайней мере частично; между тем интеллектуальные идеи и зависящие от них истины отчетливы, и ни те, ни другие не коренятся в чувствах. (Там же. С. 83)

…Природа потрудилась недаром, запечатлев в нас врожденные познания, так как без них никакими средствами невозможно было бы приобрести актуальное знание необходимых истин в науках, основанных на логических доказательствах. (Там же. С. 88)

…Наши идеи, в том числе идеи о вещах, воспринимаемых чувствами, происходят из глубин нас самих… (Там же. С. 548) [c.35]

…Опыт сам по себе недостаточен для того, чтобы значительно продвинуться вперед в физике. Проницательному уму достаточно нескольких довольно незамысловатых опытов, чтобы сделать важные выводы… (Там же. С. 551)

Примеры черпают свою истинность из воплощенной в них аксиомы, аксиома же не основывается на примерах. (Там же. С. 461)