logo
Antology_phylosophy

Эпикуреизм

Эпикуреизм – философское учение, созданное древнегреческим философом Эпикуром (341/342 – 271/270 до н.э.) и развитое его учениками и последователями – эпикурейцами. Для эпикуреизма характерны атомистическая картина мира и отрицание бессмертия души. Целью познания эпикурейцы полагали освобождение человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье.

Философское учение Эпикура имело практическую цель – указать людям путь к счастью. Он писал, что пусты слова философа, которыми не врачуется человеческое страдание. Эпикур считал естественным стремление человека к наслаждению, понимаемому как уклонение от страданий, и к достижению спокойного и радостного состояния духа (атараксии). В своей онтологии Эпикур был продолжателем атомистического учения Демокрита. Он отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения.

Одним из ярких последователей Эпикура был римский философ Тит Лукреций Кар (ок. 95 – 55 до н.э.). Вдохновленный просветительским пафосом философии Эпикура, имевшей целью избавление людей от суеверий, страха перед смертью, Лукреций считал своим долгом продолжить его дело, открыть «глубоко сокровенные вещи» и показать, что мир не управляется богами, а развивается естественным образом. Основная идея философии Лукреция заключается в том, что в мире нет ничего, кроме атомарных тел и пустоты. Душа смертна, поскольку она лишь временное соединение особых частиц и после гибели тела распадается на отдельные атомы. Познание смертности души освобождает человека от страха посмертного наказания. Страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в мире, а в пустых промежутках между мирами, ведя там блаженную жизнь, они не могут оказывать никакого влияния на судьбу человека.