logo
Antology_phylosophy

Вера и разум.

К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. По отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела – разум. Ибо первое предпочита­ется, когда нужно располагать, а другое наиболее ценится при достижении... Авторитет же бывает частью Божественный, час­тью человеческий; но истинный, [с.13] прочный и высший авторитет тот, который называется Божественным. (Антология мировой философии: в 4 т. Т.1. Ч.2. – М., 1969. С. 594.)

Когда мы умозаключаем, то это бывает делом души. Ибо это дело лишь того, что мыслит; тело же не мыслит; да и душа мыслит без помощи тела... Разум есть взор души, которым она сама собою, без посред­ства тела, созерцает истинное... Все, что мы созерцаем, мы схва­тываем мыслью или чувством и разумением. Но то, что мы схватываем чувством, мы чувствуем существующим вне нас и заключенным в пространстве... (Там же. С. 595.)

Устами пророка Он сказал: «Если не поверите, не поймете». «Это имеет в виду Господь, когда говорит: Если кто-то захочет исполнить Его волю, то узнает, что это учение Господне, даже если я говорю от себя». Что значит исполнить Божию волю? Если не понял веруй! Разумение есть плод веры. Не следует стремиться понять, чтобы поверить, а верь, чтобы понять, ибо, если не поверите, то и не поймете. (Августин. Комментарий к Евангелию от Иоанна, 29, 6.)

Что же обещано верующим, братья мои? И познаете истину. Но как? Разве не ведали они ее, когда говорил Господь? Они не дол­жны были поверить, чтобы понять, напротив, уверовать что­бы понять. Так уверуем и мы, не будем ждать познаний, чтобы поверить. То, что мы надеемся узнать, нельзя увидеть очами, услышать ушами это должно быть в сердце человеческом. Так что же такое вера, если не верить в невидимое? Вера – это верить в то, что незримо: истина – это узреть то, во что уверовал. (Августин. Комментарий к Евангелию от Иоанна, 40, 8-9.)

Вера способствует познанию и любви к Богу, однако не в том смысле, что до того мы Его не знали и не любили. Она помогает узнать Его в особом сиянии и обрести любовь нерушимую. (Августин. Троица, VIII, 9, 13.) [с.14]

Итак, что я разумею, тому и верю; но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю; но не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому и такому, чего не знаю. (Антология мировой философии: в 4 т. Т.1. Ч.2. – М., 1969. С. 597.)