О Достоевском
…Гегель как-то сказал, что великий человек обрекает потомство на истолкование себя. И был прав. Говоря о великом художнике или [c.57] философе, необходимо помнить, что он видел все существующее на земле, под землей и над землей по-иному, чем видим мы; он и переживал их по-иному – своим непосредственным опытом, творческим созерцанием, проницательным мышлением; по-иному – именно по-особому; по-особому – именно в смысле глубины, размаха и значимости.
Когда два человека произносят одно и то же слово, им и невдомек, что каждый при этом может думать, видеть и выражать нечто совсем другое, особое, свое.
Если же речь идет о великом провидце, о гениальном мыслителе, надо всегда быть настороже, чтобы не истолковать его превратно, не исказить его; ведь здесь все непросто, здесь ничего нельзя предугадать. Здесь только один путь: постараться проникнуться способом его восприятия, добыть себе его духовные очки; представить себе его творческий акт во всем его своеобразии и, исходя из этого акта, попробовать жить и созерцать, как он. Это не всегда легко, скорее, даже крайне трудно; но это единственно верный путь. (Там же. Т.6. Кн. 3. С. 277.)
…Так обстоит дело со всеми гениальными людьми: они – пророки своего народа, и по образу и подобию своего народа несут по жизни бремя этого мира и боль этого мира как бремя и боль Господа, и предлагают нести это бремя и эту боль другим людям – бери, неси, претерпевай. (Там же. С. 279.)
...Много читал; первыми, кого он заказал, выйдя из тюрьмы, были античные историки, новые экономисты, отцы Церкви, Коран, кантовская «Критика чистого разума» и гегелевская «История философии». И так – всю жизнь. Все это подстегивало его творческие, крайне своеобразные, выверенные самым точным, самым бескомпромиссным способом собственные замыслы. (Там же. С. 301.) [c.58]
…Величие его состоит как раз в том, что он по-своему смотрит на все происходящее в горнем мире, в этом мире и по ту сторону его, видит сущность всего и отражает ее в своем творчестве.
Ему удается уловить момент становления этой сущности, которая часто, может быть, даже в большинстве случаев ускользает от нас или переживается нами как-то отстраненно, как-то глухо, как-то запутанно, смутно; как бы в laterna magica, в которой еще не вспыхнул свет, еще отсутствует оптическая цельность.
Но он видит реалии будней и духовные потребности людей во всей значимости их содержания и, соответственно, формы, во всем их неразрывном единстве.
А это означает, как я уже говорил, что он переживает все и созерцает не так, как мы. По-другому, по-особому, я говорил: в смысле глубины, размаха, значительности.
…Достоверность изображения психических переживаний его героев необычайно точна, не в меру велика (т.е. превосходит масштабы истинного искусства) порою просто ослепительна… (Там же. С. 308-309.)
…Он видел и переживал все, как никто другой – и чудесное, мощное сияние всеединящей любви, и разделяющую, разрывную силу ненависти, и эгоистичную силу закоренелой жестокости. Он видел то и другое и вопрошал с дрогнувшим от ужаса сердцем: что же сильней всего этого, что изначально? За кем будущее? Где путь к целительному единению?
И что бы он ни писал, мы всегда ждем этого живого, молитвенного вопроса: он всегда присутствует, но, как правило, в тени.
Под этим углом зрения и надо читать его книги.
Почему человек зол? Откуда эта его разорванная снаружи и изнутри экзистенция? Несправедливость ли социальной организации тому виной? Тогда, может быть, поискать избавления на пути к социализму на основе религиозной любви (в духе Сен-Симона и Фурье)? [c.59] Почему праведные и гармонично-добрые люди оказываются в аду каторжной тюрьмы? В людских ли страстях все дело? Или в сердечной ранимости? Или в форме личностного существования, разрозненности, эгоизме инстинкта самосохранения?
Имеет ли вообще право на существование отдельный человек? Может ли он сам по себе созерцать, что-то по себе выбирать, поступать, как ему вздумается?
Откуда он знает, что- добро, а что – зло? Совесть ли подсказывает? А что такое совесть? Где граница между личной совестью и личностным произволом? Что есть преступление? Что важнее – идея или любовь? Дозволяется ли человеку лишать другого жизни? Не убийцы ли мы в душе? Не есть ли злая воля уже преступление? Почему из любви порой возникает желание убить? Любовь ли страстная влюбленность?..
Как может человек быть праведным, если он носит в себе двойственность мыслей и злоречивость воли?
Тогда как может Спаситель требовать от нас совершенства?...Если человек волен, значит, он волен любить и ненавидеть? Почему же тогда он не избирает инстинктивно блаженство любви? По неразумению? А что есть разум? Из-за неверия? Что же тогда вера?
Вся человеческая жизнь, как однажды сказал Достоевский, есть битва, в которой «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
А человек как таковой? Сам человек? Как он может стать зверем, пауком, сладострастным и жестоким насекомым?
…Так и слышится страдающий вопль-вопрос, рвущийся из его груди: «Человек! Куда тебя несет? Что можно сделать с твоим пропавшим, зачерствелым сердцем? Ибо к всеединой, братской осанне ведет лишь чистое и поющее сердце отрекающегося…» [c.60]
А что же белый свет? Что есть эта борьба между светом и тьмой – между поющим сердцем и глухонемым бесом, вселившимся в человека?
Вопросы, вопросы… Интригующие, взыскующие вопросы. Вопросы почти без ответа. Это и есть философия Достоевского. Не система разгадок и ответов. Не догма спасения, не успокаивающий и вгоняющий в сон кондуит, а принципиально безупречный, безошибочный ориентир.
Достоевский, как и Пушкин, – новый человек. Человек новой эпохи, проснувшийся в пустыне, который должен пойти на поиски и все найти. Человек из новой эры – после Рождества Христова, – которому тем не менее приходится снова искать Христа. Он уже чует Его. Однако еще должен найти и признать. Ибо между новым человеком и Откровением Христа провисает внутренний мир секуляризованной души и внешний мир секуляризованной науки, который, как видно, воздвигли, а справиться не могут.
Вкусили плода с древа познания, а плод-то был пьянящий, усыпляющий, ослепляющий. Нельзя вернуться назад, в то прежнее время – до вкушения, и вперед двигаться нельзя – в состоянии опьянения, усыпления и ослепления. В этом состоянии человеку надлежит спрашивать, а не отвечать; сомневаться, а не поучать; отчаиваться, а не идти вперед.
Достоевский – исполин этого времени. Титан нового мира…
Достоевский вопрошает. Его вопросы горячи по тону, предельно резки, точны в формулировке. Они обращены к самому себе, как у Марка Аврелия, к Богу, как у Августина, к другим – как это и подобает искусству.
Он – великий мастер страстно-ясного вопрошания: до конца искренний, до конца пламенный, до конца точный, философски – достоверный. [c.61]
На такие вопросы всегда отвечают сверху, даже тогда, когда они само сомнение, притом отчаявшееся сомнение, как это имело место в Августином или Декартом. На них отвечают, ибо страстность вопрошающего уже сама в себе содержит ответ _ ведь она Божественного происхождения и сама добывает для себя ответ сверху, от пылающего в небесах огня.
Но это вопрошание всегда художественно смоделировано. И не так, чтобы искусство искажалось в нем философствованием, а так, чтобы философия поддерживалась и прикрывалась искусством. Ответы не высказываются напрямую, а символизируются в судьбах главных героев: терзает совесть убийцу Раскольникова; вешается мертвое сердце – Ставрогин; из-за своей аморальности терпит крах Иван Карамазов – богоборец; мерзкий полудьявол и каторжник Федор получает оплеуху и побои; чахнет под ношею мировой скорби блаженный идиот князь Мышкин и т.д.
Ничего от рассудочного мелкотемья. Ничего от нарочитой тенденциозности. Истинное искусство и истинная философия. Но философия, сокрытая в художественной форме, как в той притче, в которой старый отец говорит лишь намеком своим сыновьям о спрятанном кладе: пусть каждый роется, копает и хлопочет вокруг клада, пока у каждого в результате собственного созерцания не расцветет духовное сокровище. Это и есть клад.
В этом заключается воспитательная сила Достоевского – в мощном стимуле для самосозерцания и самостоятельности мысли – на пути к Христу.
А в результате приходишь к главному ответу, который он дает: мир во зле лежит, но не безнадежно болен; люди страдают в нем всю жизнь; страдаем и мы; всю жизнь мы пребываем в чистилище; вот почему мы должны быть готовы к тому, что на почве всякого добра может произрасти злое начало, а на всякой закоренелой злобе, какой бы глубокой она ни была, может зародиться воля к совершенству, [c.62] любви, свет совести. Ибо Бог сильнее, чем все человеческое и недочеловеческое.
Итак, я попытался отыскать и открыть вам двери в мир образов Достоевского.
Вход свободен. А то, что дают эти образы, пусть каждый сам изведает и испытает. (Там же. С. 334-337.)
То, что выстрадал, что созерцал сердцем Достоевский, было осмысленным, осмысленным всегда, порою с предельной отточенностью, порою с невыносимо горькой ясностью. Осмысленное он доводил до полной очевидности, всю жизнь вынашивая потребность внушить эти очевидные содержания другим.
Он был не просто созерцателем, но в известной мере и пропагандистом созерцаемого; не только страдальцем за истину, но и глашатаем ее, и пророком. Он пытался быть не только гистологом и микроскопистом человеческих страстей, но и врачевателем.
Он не мог смотреть на разъединяющее столкновение страстей в этом мире, не мог не вступиться за великое единение людей, за спасительную общность. Страдая от зла, он желал добра. И желал его страстно, грезил им, молился, мечтал, предвосхищал возможное будущее, с уверенностью пытался выстроить его в картину неизбежно грядущего.
…Но это никоим образом не есть надуманное, искусственно раздутое пророчество. Это совершенно не в русском духе. Нет. Напротив, начинается разговор о самом важном в жизни (и как правило, под историческим углом зрения), в свете любви к Отечеству и к людям, а дальше все само по себе находит развитие. (Там же. С. 341-342.)
Так кто же мы?
Первый и самый существенный ответ на этот вопрос звучит у Достоевского в духе истинно народной педагогики: нам прежде всего [c.63] самим надо понять, кто мы есть, и самоутвердиться в политике; мы – русская интеллигенция.
…Русская интеллигенция должна завоевать доверие и любовь своего народа, должна сама проявить любовь, понимание и жертвенность по отношению к народу, перестроиться, слиться с родной землей, вобрать в себя великие, подлинные основы характера собственного народа. Потому что народ есть истинный носитель истинных содержаний и актов.
…Достоевский не боится говорить горькую правду в лицо русской интеллигенции, чтобы затем с удовлетворением отметить, что наступила новая эра, что русская интеллигенция (исключая революционеров-бомбистов) открыла для себя верный путь и уже вступила на него, ведь посмотрите: «у нас уже кишит новыми людьми, из этого нового людского пламени, которые хотят правды (в жизни), только правды, без обычной лжи, и которые отдадут все без остатка, чтобы добиться этой правды».
«Это наступающая будущая Россия честных людей, которым нужна только правда». «Они не устыдятся своего идеализма» в большой уверенности, что «истина и честь» всегда одержат победу.
…А народ? Что же народ? Что у него есть сказать?
Вспомним, что Достоевскому, почти как никому другому, пришлось пережить и наблюдать русский народ в лице его самых опустившихся, страшных экземпляров. Но – и его благороднейших, лучших представителей. Посредственность навязывалась ему сама по себе в течение всей жизни. Обладая удивительно тонким духовным чутьем, улавливающим любую душевную волну, уж он-то умел и сказать, и дать оценку.
Он не закрывает глаза на слабости, страсти и пороки русского народа, а говорит о них с суровой горечью, порою резко, но никогда неприязненно: состояние народа сразу после отмены крепостного права, длившегося 200 лет, он изображает как нечто ужасающее [c.64] – нравственный упадок, пьянство, взаимоэксплуатация. А как могло быть иначе? Откуда же взяться у нас истинной гражданственности и политическому разуму? Но надо отличать красоту внутри ядра от наносного варварства. Эта грубая черная масса, недавно еще крепостная, отягощенная пороками и дурными привычками, имеет большое сердце.
Каждый мошенник знает, что он мошенник; каждый падший знает о своем падении, как знает и то, что где-то есть правда и что эта правда всегда превыше всего…
Так что в этой душе грязь наносная, а порою – дьявольский соблазн. Если же заглянуть вглубь, увидишь удивительную сердцевину.
И вскорости поймешь, что у русских иные преступления совершаются лишь из дерзания, из стремления к экстремальному, из потребности дойти до крайней черты и заглянуть в бездну – возможно, чтобы проверить самого себя, свою веру и свою совесть. Страстный темперамент уводит людей к крайностям.
Но вместе с тем мы видим твердую сердцевину, искреннюю чистосердечность и от века данную внутреннюю гармонию.
Русский народ далеко не стадо, далеко не нация рабов, и здесь даже просто крестьянин ощущает себя глубоко индивидуальной личностью.
Русский народ вовсе не испорчен душой – он не материалист, не озабочен собственной выгодой; стоит только ему увидеть перед собою великую цель, он станет служить ей с самобытной душевной радостью, ибо в нем дремлет большой запас духовных созидательных сил.
Он очень неприхотлив; в его натуре нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости.
И все это имеет место из-за его чистого, искреннего и широко открытого сердца; с ним связана и его удивительная веротерпимость. [c.65]
Он никогда не презирает других народов или чужой веры, он не умеет долго ненавидеть; живя с ним, очень скоро почувствуешь это идущее изнутри дыхание мягкости и доброжелательности, милосердия и смирения.
Он всегда склонен к милосердию и к всепрощению – даже если сидит в суде присяжных, в душе чувствует свою вину за случившееся и готов простить или признать смягчающие обстоятельства.
Его мышление так же ясно, широко и проникновенно, как и сердце. Отсюда – и его язык.
Надо просто сказать, что он обладает необычайным инстинктом всечеловечности он уживается со всеми и со всем. И это все благодаря своему по-христиански чувствительному сердцу.
Там, в глубинах сердца, следует искать и находить его сущность: и не только его живое и верное чутье, его юмор и способность к самой здравой над собой критике, но и самое главное – его христианскую веру и его христианский жизненный идеал со стоической преданностью его главной идее.
…Такими видит Достоевский русскую душу и русский народ в их сути. И эта суть решающа и определяюща.
…Народ не есть Бог: он может заблуждаться и ошибаться…, но даже если Россию постигнут величайшие лишения и соблазны, мы должны верить, «что и тогда народ спасет себя сам, себя и нас, как это случалось не раз, и о чем свидетельствует вся его история»… (Там же. С. 354-360.) [c.66]
(Философия ХХ века. Под редакцией проф. Д.ф.н. Ивановой А.А. Учебно-методическое пособие. - М: ИПЦ МИТХТ, 1999.)
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Античная философия
- Милетская школа.
- Фалес (ок. 625-547 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Теология
- Космология
- Геометрия
- Фалесу приписывают следующие изречения:
- Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Космогония
- О происхождении людей
- О человеке и душе
- Элейская школа
- Ксенофан (ок. 570 – после 478 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- О познании
- Фрагменты о природе
- Парменид (540-470 до н.Э.) «о природе»
- Зенон (ок. 490 – ок. 430 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении Жизнь
- Аргументы против возможности движения дихотомия
- Ахиллес
- Гераклит (VI – V вв. До н. Э.) Учение о природе. Стихийная диалектика
- Учение о познании.
- Учение о человеке, государстве. Этика Гераклита.
- Пифагор (ок. 580 – 500 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Начало – пол-целого дела
- Числу все вещи подобны,
- Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Учение о началах
- О причинах явлений
- О познании
- Космогония
- Фрагменты о природе
- Демокрит (род. Ок. 470 или 460 до н. Э. – ум. В глубокой старости.) Учение о бытии
- Учение о познании.
- Философия классической эпохи
- Софисты
- Протагор
- Фразимах
- Сократ (469-399 до н.Э.)
- Речь сократа на суде
- Платон (427 – 347 до н.Э.)
- Предназначение и смысл философии
- Учение об идеях
- Материя, идеи, чувственные вещи
- Космология
- Теория познания
- Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона [миф о пещере]
- [Учение о человеке и его бессмертной душе]
- Гиперурания, или о том, что над небесами
- Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз
- Учение о государстве
- Аристотель (384-322 до н.Э.)
- О философии
- Учение о бытии Критика теории эйдосов Платона
- Понятие сущего и сущности
- Понятие природы и материи
- Понятия движения, энергии, энтелехии
- Понятие причины
- Понятия души и мышления
- Картина мира как целого
- Гносеология. Тождество бытия и мышления. Категории
- Разум и чувства в познании
- Роль опыта в познании
- Доказательное знание и интуиция
- Учение о человеке Понятие человека. Природа человека
- Добродетель
- Проблема собственности
- Учение о государстве
- Философия эллинизма
- Эпикуреизм
- Эпикур (341-270 до н.Э.) Учение о бытии
- Тит лукреций кар (ок. 99-55 до н.Э.)
- Стоицизм
- Сенека (ок. 4–65 н.Э.) о блаженной жизни
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Марк аврелий (121 – 180) Жизнь
- Учение о мире
- Учение о человеке и счастливой жизни
- Скептицизм
- Секст-эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III в.) о наиболее общем различии между философами
- Что такое скепсис?
- О началах скепсиса
- Выставляет ли скептик догмы?
- Имеют ли скептики мировоззрение?
- Занимается ли скептик изучением природы?
- Отрицает ли скептик явление?
- О критерии скепсиса
- В чем состоит цель скепсиса?
- Неоплатонизм
- Плотин (ок. 203–269 н.Э.)
- Библейское послание Нагорная проповедь
- Патристика Квинт Септимий Флорент Тертуллиан ( 155 (65?) – 220 (40?) гг. Н.Э.)
- Cочинения о противоречии веры и разума и о вреде философии.
- О душе.
- Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354 – 430 гг.)
- О Боге и творении.
- О самопознании.
- Вера и разум.
- Время и вечность.
- Общество и история: учение о двух градах.
- Схоластика ансельм кентерберийский (1034 – 1109)
- О Божественной сущности
- О Божественной Троице
- Доказательство бытия Бога.
- Учение об истине.
- О свободе выбора.
- Фома Аквинский (1225-1274)
- Теология и философия.
- О двоякой природе наук и о теологии.
- Проблема истины.
- О доказательствах бытия Божия.
- О природе души.
- Почему в мире существует зло?
- Уильям Оккам (1280 – 1349)
- Об универсалиях.
- Философия эпохи Возрождения
- Николай Кузанский (1401-1464)
- Об «ученом незнании».
- Диалектика «максимума» и «минимума»: принцип совпадения противоположностей.
- Христианский неоплатонизм.
- Мистический пантеизм.
- Человек как малый мир («микрокосм»).
- Об уме и истине
- Эразм Роттердамский (1467-1536)
- Похвала глупости. Глупость – источник всякой жизни и наслаждений.
- Глупость – связующее начало всякого человеческого общества.
- Глупость говорит о философии и философах.
- Науками и искусствами люди обязаны жажде суетной славы.
- О счастьи.
- Никколо Макиавелли (1469 – 1527)
- ... Князь. О качествах, которыми должен обладать князь.
- Как должен вести себя князь, чтобы приобрести громкое имя.
- Мишель Эйкем де Монтень (1533 – 1592)
- Опыты. О человеческой гордыне и безрассудстве.
- О человеческом знании.
- Джордано Бруно (1548 – 1600)
- О бесконечности, вселенной и мирах. О видах познания.
- О бесконечности.
- Об источниках движения.
- О строении и составе тел.
- О множественности миров.
- О свободе воли.
- Френсис Бэкон (1561–1626)
- Учение о методе
- Учение об идолах
- Учение об опыте
- Политика
- Рационализм XVII-XVIII в.
- Рене декарт (1596 – 1650)
- Предмет философии и ее назначение
- Философское понимание природы, Бога, субстанции.
- Метод познания
- Мышление. Дуализм.
- Бенедикт спиноза (1632–1677)
- Основные философские положения
- О государстве
- Готфрид лейбниц (1646 – 1716)
- Материя и движение. Пространство и время.
- Учение о монадах. Субстанция. Душа.
- Учение о познании
- Психофизическая проблема
- Теодицея
- Идея всеобщей науки. Универсальная характеристика
- Британский эмпиризм XVII-XVIII в.
- Томас Гоббс (1588 – 1679)
- Назначение и смысл философии
- Теория познания
- Социальные взгляды
- Джон локк (1632 – 1704)
- Cочинения Опыт о человеческом разуме
- Социально-философские взгляды
- Джордж беркли (1665 – 1753)
- Учение о мире и познании
- Давид юм (1711 – 1776)
- Проблема причинности
- Скептицизм
- Шарль Монтескье (1689-1755)
- О духе законов о предрассудках и просвещении
- О Боге, творении и духе законов
- О войнах и видах законов
- О трех образах правления
- О политической свободе
- Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1695-1778)
- О Боге, атеизме и фанатизме
- О природе и движении
- Социально-политические взгляды
- О всеобщей морали
- О человеке
- Жюльен офре ламетри (1709 – 1751)
- Учение о материи
- Учение о человеке
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- Рассуждение о науках и искусствах
- О происхождении и основаниях неравенства между людьми
- О человеческой свободе и об общественном договоре
- О правительстве
- О гражданской религии
- Дени дидро (1713 – 1784)
- Учение о природе
- Учение о познании
- Учение о человеке
- Атеистическое учение
- Клод–адриан гельвеций (1715 – 1771)
- О воспитании
- Учение об обществе
- Поль-анри гольбах (1723 – 1789)
- Учение и природе. Материя и движение
- Учение о человеке
- Учение об обществе, политике и государстве
- Критика религии
- И. Кант о познании
- I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
- II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
- О различии между аналитическими и синтетическими суждениями
- Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы
- Общая задача чистого разума
- Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
- О человеке и обществе
- Автономия воли как высший принцип нравственности
- Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности
- Все императивы выражены через долженствование…
- Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
- Философия как наукоучение
- Человек. История. Общество.
- Изложение сущности философской системы
- Философия искусства
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
- Философия, ее сущность и специфика
- Бытие. Дух. Природа.
- Теория познания
- Диалектика
- Общество. История. Человек.
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- Сущность философского знания. Антропологический принцип в философии
- Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии
- Философия познания
- Философия религии
- Эстетические и этические воззрения
- Артур шопенгауэр (1788 – 1860)
- О философии
- О Канте, Гегеле, Фихте и Шеллинге
- Пессимизм
- О человеческой жизни
- Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855)
- О философии
- Человек как предмет философии
- Способы человеческого существования
- Фридрих ницше (1844 – 1900)
- О философии и философах
- Моя первая человеческая мудрость в том, что я позволяю себя обманывать, чтобы не быть настороже от обманщиков. (Там же. С. 103.) Воля к власти
- Учение о Сверхчеловеке
- О морали и религии
- О государстве
- О положительном знании и философии
- Закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий
- Социальная физика
- О пользе положительной философии и ее значении для морали
- Герберт спенсер (1820 – 1903)
- О философии
- Об эволюции
- § 98. Эволюция может быть двух родов: простая, когда она состоит только в интеграции, и сложная, когда сверх того происходят дополнительные изменения.
- Марксизм к. Маркс (1818-1883)
- Материалистическое понимание истории
- Отчужденный труд
- Тезисы о Фейербахе
- Материализм и эмпириокритицизм
- Материя и движение
- Русская философия п.Я. Чаадаев (1794-1856)
- Россия и Запад
- Мысли о русской истории
- Письмо а.С. Пушкина (1799-1837) к п.Я. Чаадаеву.
- 19 Окт. 1836г.
- А.И. Герцен (1812-1870)
- О философии
- Философия и наука
- О народе и России
- Ф.М. Достоевский (1821-1881)
- Россия и Запад
- О русском народе
- О родном языке и русской литературе
- О Русской идее
- В.С. Соловьёв (1856-1900)
- Личность и общество
- О патриотизме
- О нравственном прогрессе
- В.В. Розанов (1856-1919)
- О человеке и жизненных ценностях
- О революции и отечестве
- Н.А. Бердяев (1874-1948)
- О философии
- О человеке и мире
- О свободе
- О творчестве
- Об особенностях русской души
- О русской идее
- О предназначении России
- С.Л. Франк (1877-1950)
- О философии
- О культуре
- О духовности человека
- О патриотизме
- О революции
- Личность и общество
- И.А. Ильин (1883-1954)
- О духовном мире человека
- О Достоевском
- Философия XX века неопозитивизм и постпозитивизм
- Людвиг Витгенштейн (1889-1951) Критика традиционной философии. Формулировка философского метода
- Рудольф Карнап (1891-1970) Критика «метафизики»
- О роли логического анализа языка науки
- Карл Поппер (1902-1994). Отношение к «метафизике»
- Фальсифицируемость как критерий разграничения науки и метафизики
- Концепция «трех миров»
- Томас Кун (1922 -1996) «Нормальная» и «революционная» наука
- Имре Лакатос (1922 -1974) Методология научно-исследовательских программ
- Пауль Фейерабенд (1922 -1994). «Методологический анархизм»
- Принцип «контриндукции»
- Принцип пролиферации
- Неотомизм
- Этьен Жильсон (1884-197о) Вера и философия.
- Религия, философия и наука
- Жак Маритен (1882—1973)
- О моральном благе
- Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
- О роли и месте философии
- Феноменологический метод э. Гуссерля
- Психоанализ
- Зигмунд Фрейд (1856-1939) Учение о бессознательном.
- Коллективное бессознательное.
- Я. Оно. Сверх-я.
- Психоанализ и культура
- Альфред Адлер (1870-1937)
- Карл-Густав Юнг (1875-1961) Коллективное бессознательное. Архетипы
- Психологические типы
- Об источниках неврозов
- Эрих Фромм (1900-1980)
- Философия экзистенциализма
- Карл Ясперс (1883-1969) о философской вере
- Мартин Хайдеггер (1889-1976) Основные понятия метафизики
- Жан-Поль Сартр (1905-1980) Человек и его бытие
- Свобода человека...
- Об истине
- Альбер Камю (1913-1960) Абсурд и самоубийство
- Миф о Сизифе