logo
Antology_phylosophy

Учение о человеке

Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы. Тщетно дух его желает ринуться за грани видимого мира, он всегда вынужден вмещаться в его пределах. Для существа созданного природой и ограниченного ею, не существует ничего, помимо того великого целого, часть которого, оно составляет и воздействия которого испытывает. Предполагаемые существа, будто бы отличные от природы и стоящие над ней, всегда останутся призраками, и мы никогда не сумеем составить себе правильных представлений о них, равно как и об их местопребывании и образе действий. Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее...

Души приобретает свои идеи на основе впечатлений, [c.133] последовательно производимых материальными предметами на наши материальные органы. (Там же. С. 183.)

Человек есть чисто физическое существо; духовный человек – это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под известным углом зрения, т.е. по отношению к некоторым способам действий, обусловленными особенностями его организации...

Из-за незнания собственной природы и собственных стремлений, своих потребностей и прав человек, живя в обществе, утратил свободу и стал рабом. Он отрекся от желаний своего сердца и счел необходимым заглушить их и пожертвовать своим благополучием прихотям своих вождей. Он не понял цели общества и правительства, безоговорочно подчинился таким же, как он сам, людям, на которых под влиянием предрассудков стал смотреть как на существа высшего порядка, как на земных Богов. Эти последние воспользовались его заблуждением, чтобы поработить его, Развратить, сделать порочным и несчастным. Так в следствии незнания своей собственной природы род человеческий оказался порабощенным.

...Одним словом, он не понял своих интересов. Этим объясняется беспорядочность его жизни, его невоздержанность, его постыдные удовольствия и пороки, которым он предался в ущерб своему здоровью и прочному благополучию. Таким образом незнание человеческой природы помещало человеку уяснить себе задачи нравственности; впрочем развратные правительства, которым он [c.134] подчинен, помещали бы ему осуществить на деле предписания морали, даже если бы он их знал. (Там же. С. 59‑64.)