logo
Antology_phylosophy

Альфред Адлер (1870-1937)

Центральная идея моей теории – это идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; стремление это определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать. Переживание неполноценности (помимо переживания реальных физических или интеллектуальных дефектов) естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными; эти переживания могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями (основная задача которых – обеспечение ребенку чувства безопасности; особенно велика в этом роль матери) и сиблингами, т.е. братьями и сестрами. Опыт отношений, получаемый ребенком до 5-летнего возраста, является решающим для развития детского характера и более того – именно этот период определяет характер человека вообще. (А. Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1997. С. 383).

...Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (например, ораторское искусство Демосфена), однако, чаще всего, это стремление остается неудовлетворенным и порождает все новые проблемы... Поэтому в жизни человека должны быть ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником является присущая каждому человеку врожденная потребность ощущать себя частицей мироздания – чувство человеческой общности... В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности. [c.35]

Это, стремление к личной власти представляет собой форму конкретизации стремления к совершенству! Основываясь на результатах исследований индивидуальной массовой психологии можно утверждать: стремление к личной власти – это роковое заблуждение, отравляющее жизнь человечества... Было бы грубой ошибкой рассматривать опьянение властью только как явление индивидуальной психики. Масса также руководствуется сходными целями, а ведь чувство личной ответственности в массе существенно ослаблено. Мы нуждаемся в воспитании могучего чувства общности и в отказе от властолюбия как отдельного человека, так и целых народов. Процесс должен двигаться путем утверждения всего социально-полезного. (Психология и психоанализ власти. М.1999. T. 1. C. 237).

Целью жизненного воззрения человека являются: усиление чувства реальности, ответственность и замена скрытой враждебности взаимной доброжелательностью, чего можно добиться лишь через сознательное развитие чувства общности и сознательное разрушение стремления к власти. ...Быть большим! Быть могущественным! Вот всегдашнее стремление всех маленьких или чувствующих себя маленькими. Всякий слабый тянется к превосходству. Это извечное стремление людей есть попытка преодолеть чувства своей недостаточности, незащищенности. (Там же. С. 233-234).

Для объяснения поведения индивида, его психических реакций необходимо прежде всего знать цель, к которой он стремится. Ибо любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять другого человека, может быть осмысленно и понято, как движение к цели. Такое стремление к цели, которое чаще всего человеком не осознается, формирует его так называемые «линии жизни» и «жизненный стиль». (А. Адлер. Индивидуальная психология. М. 1995. С. 11).

При ближайшем рассмотрении нам очень легко понять разного рода душевное поведение людей, признав в качестве самой общей их предпосылки то, что они имеют перед собой цель достижения превосходства. Человеку намного легче смириться с доказательством, что он, как и все остальные, стремится к славе и превосходству, чем признать вечную истину, что и он тоже связан узами общей человеческой принадлежности, и поэтому хитроумно скрывает это от себя и других. Только линия поведения, которая может дать нам, представление о [c.36] социальной активности личности, показывает степень слияния человека с требованиями жизни, окружающих людей и Вселенной. (Там же. С. 29).