logo
Antology_phylosophy

О воспитании

В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменения в самом государственном строе. Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ.

Мы столь далеки от всякой реформы воспитания, что я замечу только, что мы не соглашаемся в этой области даже на изменение наиболее глубоких и наиболее легко исправимых злоупотреблений. Кто сомневается, например, что для получения всего, что человек в состоянии дать, он должен наилучшим образом распределить время? И кто, убедившись в этой истине, не замечает с первого же взгляда, какие перемены можно было совершить в общественном воспитании?

Так, необходимо посвятить некоторое время разумному изучению родного языка. Как нелепо терять восемь или десять лет жизни на то, чтобы изучать мертвый язык, который забывается тотчас же по окончании школы, потому что он почти совершенно непригоден в обыденной жизни? [c.127] Напрасно мне возразят, что молодых людей так долго держат в гимназиях не столько для изучения латыни, сколько для того, чтобы внушить им привычку к труду и прилежанию. Разве нельзя было бы для достижения этой же цели предложить им занятие менее неблагодарное? Неужели не боятся притупить в них ту природную любознательность, которая одушевляет нас в ранней молодости? Насколько укрепилась бы эта любознательность, если бы бессмысленное изучение слов заменили изучение физики, истории математики, нравственности, поэзии и т.п.?

...Образование юноши должно дать ему возможность выбирать между различными путями; гений должен быть свободен. Существуют знания, необходимые для каждого гражданина; таково знание принципов нравственности и законов своего государства. Все мои требования сводятся к тому, чтобы память молодого человека заполнялась идеями и предметами, относящимися к его вероятному поприщу...

Почему с таким пренебрежением относятся к воспитанию государей и вельмож и всех лиц, которые призваны занимать высокие должности? ...Если даже воспитание самих государей представлено случаю, то кто же позаботится о воспитании частных лиц?... В государствах деспотических нужно отказаться от надежды создать людей, выдающихся [c.128] добродетелями и талантами. Иначе в государствах монархических. Здесь можно рискнуть на такое предприятие с некоторой надеждой на успех; но в то же время приходится признать, что успех будет тем сомнительнее, чем больше монархическая форма правления будет приближаться к форме деспотической или чем испорченнее будут нравы. (Гельвеций. Соч.: в 2т. – М., 1973. С. 595‑603.)