Диалектика
Прежняя метафизика рассматривала определения мышления как основные определения вещей. ... Предпосылкой старой метафизики была вообще предпосылка наивной веры, согласно которой мышление постигает вещи, как они существуют в себе, и вещи лишь в качестве мыслимых суть поистине. ... Она не выходила за пределы лишь рассудочного мышления. Она брала непосредственно абстрактные определения мышления и считала, что они могут быть предикатами истинного. Когда мы говорим о мышлении, мы должны различать между конечным, лишь рассудочным мышлением, и бесконечным, разумным мышлением. (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. – М., 1974. С. 134,136) [c.119]
Логическое по своей форме имеет три стороны: а) абстрактную, или рассудочную, в) диалектическую, или отрицательно-разумную, с) спекулятивную, или положительно-разумную. Эти три стороны не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т.е. всякого понятия или всего истинного вообще.
Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней oт других определенностей... Мы должны признать право и заслугу чисто рассудочного мышления, состоящую вообще в том, что как в теоретической, так и в практической области никакая прочность и определенность невозможны без помощи рассудка. Что касается процесса познания, то он начинается с того, что наличные предметы постигаются в их определенных различиях; так, например, при рассмотрении природы различаются вещества, силы, виды и т.д. и самостоятельно фиксируются в этой их изолированности... Не только в теоретической, но и в практической области нельзя обойтись без рассудка. Для того, чтобы совершить поступок, требуется главным образом характер, а человек с характером – это рассудительный человек, который как таковой имеет перед собой определенную цель и твердо ей следует...
...Философия также не может обойтись без рассудка... Для философствования требуется прежде всего, чтобы каждая мысль мыслилась нами во всей ее строгости и чтобы мы [c.120] не оставляли ее смутной и неопределенной.
Но обыкновенно говорят также, что рассудок не должен заходить слишком далеко, и это утверждение верно, ибо рассудочные определения, разумеется, не являются последним результатом, а, наоборот, конечны, говоря более точно, носят такой характер, что доведенные до крайности превращаются в свою противоположность...
...Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.
Примечание. 1) Диалектическое, взятое для себя, обособленно от рассудка, выступает, в особенности в научных понятиях, как скептицизм, где результатом диалектики является голое отрицание. 2)Диалектика обыкновенно рассматривается как внешнее искусство, которое произвольно вносит путаницу в определенные понятия и создает в них лишь видимость противоречий.... Часто диалектика и на самом деле представляет собой не что иное, как субъективную игру, которая по произволу выдвигает то доказательства, то опровержения рассуждательства, в котором отсутствует содержание и пустота которого прикрывается остроумными соображениями. Однако в своей подлинной определенности диалектика, наоборот, есть собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще. ... Диалектика есть... имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти [c.121] определения рассудка односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает. Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, в котором вообще заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным.
Прибавление 1-е. В высшей степени важно уяснить себе, как следует понимать и познавать диалектическое. Оно является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания. Нашему обыденному сознанию не останавливаться на абстрактных определениях рассудка представляется делом справедливости..., так что мы признаем как одно, так и другое. Но более строгое рассмотрение показывает, что конечное ограничивается не только извне, но и снимается благодаря своей собственной природе и благодаря себе самому переходит в свою противоположность. Так, например, говорят: "человек смертен" – и рассматривают смерть как нечто, имеющее свою причину лишь во внешних обстоятельствах... Но истинное понимание состоит в том, что жизнь как таковая носит в себе зародыш смерти и что вообще конечное в себе противоречиво и вследствие этого снимает себя.
…Как бы упорен ни был рассудок в своем [c.122] сопротивлении диалектике, ее все же отнюдь нельзя рассматривать как исключительную принадлежность философского сознания, ибо то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании, и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может рассматриваться как пример диалектики. Мы знаем, что все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, а это и есть не что иное, как диалектика конечного, благодаря которой последнее, будучи в себе своим другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно и переходит в свою противоположность. ... Диалектика ... имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира. Также, например, она проявляется в движении небесных светил. В данный момент планета находится в одном определенном месте, но ее "в себе" заключается в том, чтобы быть также и в другом месте, и она осуществляет это свое инобытие тем, что движется. Физические стихии также оказываются диалектическими, и метеорологический процесс есть проявление их диалектики. ... Что же касается присутствия диалектики в духовном мире, ... то следует здесь лишь напомнить о том, что, как это следует из всеобщего опыта, в своей наивысшей точке всякое состояние или действие переходит в свою противоположность... ...Известно, что в политике две крайности – анархия и деспотизм – взаимно приводят друг к другу. Крайняя печаль и крайняя радость переходят друг в друга; [c.123] сердце, переполненное радостью, облегчает себя слезами, а глубочайшая скорбь иногда проявляется улыбкой.
...Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе.
Примечание. 1) Диалектика приводит к положительному результату, так как она имеет определенное содержание или, иначе говоря, так как ее результат есть поистине не пустое, абстрактное ничто, а отрицание известных определений, которые содержатся в результате именно потому, что он есть не непосредственное ничто , а результат. 2) Это разумное, хотя оно и есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, но единство различных определений. Философии вообще совершенно нечего делать с голыми абстракциями или формальными мыслями, она занимается лишь конкретными мыслями. (Там же. Т.1. С.201-210)
Единственно нужным для того, чтобы получить научное поступательное движение... является познание логического положения, что отрицательное вместе с тем также и положительно или, иначе говоря, что противоречащее себе не переходит в нуль, разрешается не в абсолютное ничто, а по существу только в отрицание своего особенного содержания, или, еще иначе, что такое отрицание есть не [c.124] всяческое отрицание, а отрицание определенной вещи, которая разлагает себя, что такое отрицание есть, следовательно, определенное отрицание и что, стало быть, в результате содержится по существу то, результатом чего он является... Так как получающееся в качестве результата отрицание есть определенное отрицание, то оно имеет некоторое содержание. Оно есть новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью... (Гегель Г.В.Ф. Соч. T. V. – М., 1937. С. ЗЗ)
Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и противоположное, но и породить из него положительное содержание и положительный результат; лишь благодаря этому она есть развитие и имманентное движение вперед. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, органически выгоняющая свои ветви и плоды. (Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. VII. – М.-Л.,1934. С. 55)
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Античная философия
- Милетская школа.
- Фалес (ок. 625-547 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Теология
- Космология
- Геометрия
- Фалесу приписывают следующие изречения:
- Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Космогония
- О происхождении людей
- О человеке и душе
- Элейская школа
- Ксенофан (ок. 570 – после 478 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- О познании
- Фрагменты о природе
- Парменид (540-470 до н.Э.) «о природе»
- Зенон (ок. 490 – ок. 430 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении Жизнь
- Аргументы против возможности движения дихотомия
- Ахиллес
- Гераклит (VI – V вв. До н. Э.) Учение о природе. Стихийная диалектика
- Учение о познании.
- Учение о человеке, государстве. Этика Гераклита.
- Пифагор (ок. 580 – 500 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Начало – пол-целого дела
- Числу все вещи подобны,
- Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Учение о началах
- О причинах явлений
- О познании
- Космогония
- Фрагменты о природе
- Демокрит (род. Ок. 470 или 460 до н. Э. – ум. В глубокой старости.) Учение о бытии
- Учение о познании.
- Философия классической эпохи
- Софисты
- Протагор
- Фразимах
- Сократ (469-399 до н.Э.)
- Речь сократа на суде
- Платон (427 – 347 до н.Э.)
- Предназначение и смысл философии
- Учение об идеях
- Материя, идеи, чувственные вещи
- Космология
- Теория познания
- Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона [миф о пещере]
- [Учение о человеке и его бессмертной душе]
- Гиперурания, или о том, что над небесами
- Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз
- Учение о государстве
- Аристотель (384-322 до н.Э.)
- О философии
- Учение о бытии Критика теории эйдосов Платона
- Понятие сущего и сущности
- Понятие природы и материи
- Понятия движения, энергии, энтелехии
- Понятие причины
- Понятия души и мышления
- Картина мира как целого
- Гносеология. Тождество бытия и мышления. Категории
- Разум и чувства в познании
- Роль опыта в познании
- Доказательное знание и интуиция
- Учение о человеке Понятие человека. Природа человека
- Добродетель
- Проблема собственности
- Учение о государстве
- Философия эллинизма
- Эпикуреизм
- Эпикур (341-270 до н.Э.) Учение о бытии
- Тит лукреций кар (ок. 99-55 до н.Э.)
- Стоицизм
- Сенека (ок. 4–65 н.Э.) о блаженной жизни
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Марк аврелий (121 – 180) Жизнь
- Учение о мире
- Учение о человеке и счастливой жизни
- Скептицизм
- Секст-эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III в.) о наиболее общем различии между философами
- Что такое скепсис?
- О началах скепсиса
- Выставляет ли скептик догмы?
- Имеют ли скептики мировоззрение?
- Занимается ли скептик изучением природы?
- Отрицает ли скептик явление?
- О критерии скепсиса
- В чем состоит цель скепсиса?
- Неоплатонизм
- Плотин (ок. 203–269 н.Э.)
- Библейское послание Нагорная проповедь
- Патристика Квинт Септимий Флорент Тертуллиан ( 155 (65?) – 220 (40?) гг. Н.Э.)
- Cочинения о противоречии веры и разума и о вреде философии.
- О душе.
- Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354 – 430 гг.)
- О Боге и творении.
- О самопознании.
- Вера и разум.
- Время и вечность.
- Общество и история: учение о двух градах.
- Схоластика ансельм кентерберийский (1034 – 1109)
- О Божественной сущности
- О Божественной Троице
- Доказательство бытия Бога.
- Учение об истине.
- О свободе выбора.
- Фома Аквинский (1225-1274)
- Теология и философия.
- О двоякой природе наук и о теологии.
- Проблема истины.
- О доказательствах бытия Божия.
- О природе души.
- Почему в мире существует зло?
- Уильям Оккам (1280 – 1349)
- Об универсалиях.
- Философия эпохи Возрождения
- Николай Кузанский (1401-1464)
- Об «ученом незнании».
- Диалектика «максимума» и «минимума»: принцип совпадения противоположностей.
- Христианский неоплатонизм.
- Мистический пантеизм.
- Человек как малый мир («микрокосм»).
- Об уме и истине
- Эразм Роттердамский (1467-1536)
- Похвала глупости. Глупость – источник всякой жизни и наслаждений.
- Глупость – связующее начало всякого человеческого общества.
- Глупость говорит о философии и философах.
- Науками и искусствами люди обязаны жажде суетной славы.
- О счастьи.
- Никколо Макиавелли (1469 – 1527)
- ... Князь. О качествах, которыми должен обладать князь.
- Как должен вести себя князь, чтобы приобрести громкое имя.
- Мишель Эйкем де Монтень (1533 – 1592)
- Опыты. О человеческой гордыне и безрассудстве.
- О человеческом знании.
- Джордано Бруно (1548 – 1600)
- О бесконечности, вселенной и мирах. О видах познания.
- О бесконечности.
- Об источниках движения.
- О строении и составе тел.
- О множественности миров.
- О свободе воли.
- Френсис Бэкон (1561–1626)
- Учение о методе
- Учение об идолах
- Учение об опыте
- Политика
- Рационализм XVII-XVIII в.
- Рене декарт (1596 – 1650)
- Предмет философии и ее назначение
- Философское понимание природы, Бога, субстанции.
- Метод познания
- Мышление. Дуализм.
- Бенедикт спиноза (1632–1677)
- Основные философские положения
- О государстве
- Готфрид лейбниц (1646 – 1716)
- Материя и движение. Пространство и время.
- Учение о монадах. Субстанция. Душа.
- Учение о познании
- Психофизическая проблема
- Теодицея
- Идея всеобщей науки. Универсальная характеристика
- Британский эмпиризм XVII-XVIII в.
- Томас Гоббс (1588 – 1679)
- Назначение и смысл философии
- Теория познания
- Социальные взгляды
- Джон локк (1632 – 1704)
- Cочинения Опыт о человеческом разуме
- Социально-философские взгляды
- Джордж беркли (1665 – 1753)
- Учение о мире и познании
- Давид юм (1711 – 1776)
- Проблема причинности
- Скептицизм
- Шарль Монтескье (1689-1755)
- О духе законов о предрассудках и просвещении
- О Боге, творении и духе законов
- О войнах и видах законов
- О трех образах правления
- О политической свободе
- Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1695-1778)
- О Боге, атеизме и фанатизме
- О природе и движении
- Социально-политические взгляды
- О всеобщей морали
- О человеке
- Жюльен офре ламетри (1709 – 1751)
- Учение о материи
- Учение о человеке
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- Рассуждение о науках и искусствах
- О происхождении и основаниях неравенства между людьми
- О человеческой свободе и об общественном договоре
- О правительстве
- О гражданской религии
- Дени дидро (1713 – 1784)
- Учение о природе
- Учение о познании
- Учение о человеке
- Атеистическое учение
- Клод–адриан гельвеций (1715 – 1771)
- О воспитании
- Учение об обществе
- Поль-анри гольбах (1723 – 1789)
- Учение и природе. Материя и движение
- Учение о человеке
- Учение об обществе, политике и государстве
- Критика религии
- И. Кант о познании
- I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
- II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
- О различии между аналитическими и синтетическими суждениями
- Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы
- Общая задача чистого разума
- Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
- О человеке и обществе
- Автономия воли как высший принцип нравственности
- Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности
- Все императивы выражены через долженствование…
- Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
- Философия как наукоучение
- Человек. История. Общество.
- Изложение сущности философской системы
- Философия искусства
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
- Философия, ее сущность и специфика
- Бытие. Дух. Природа.
- Теория познания
- Диалектика
- Общество. История. Человек.
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- Сущность философского знания. Антропологический принцип в философии
- Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии
- Философия познания
- Философия религии
- Эстетические и этические воззрения
- Артур шопенгауэр (1788 – 1860)
- О философии
- О Канте, Гегеле, Фихте и Шеллинге
- Пессимизм
- О человеческой жизни
- Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855)
- О философии
- Человек как предмет философии
- Способы человеческого существования
- Фридрих ницше (1844 – 1900)
- О философии и философах
- Моя первая человеческая мудрость в том, что я позволяю себя обманывать, чтобы не быть настороже от обманщиков. (Там же. С. 103.) Воля к власти
- Учение о Сверхчеловеке
- О морали и религии
- О государстве
- О положительном знании и философии
- Закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий
- Социальная физика
- О пользе положительной философии и ее значении для морали
- Герберт спенсер (1820 – 1903)
- О философии
- Об эволюции
- § 98. Эволюция может быть двух родов: простая, когда она состоит только в интеграции, и сложная, когда сверх того происходят дополнительные изменения.
- Марксизм к. Маркс (1818-1883)
- Материалистическое понимание истории
- Отчужденный труд
- Тезисы о Фейербахе
- Материализм и эмпириокритицизм
- Материя и движение
- Русская философия п.Я. Чаадаев (1794-1856)
- Россия и Запад
- Мысли о русской истории
- Письмо а.С. Пушкина (1799-1837) к п.Я. Чаадаеву.
- 19 Окт. 1836г.
- А.И. Герцен (1812-1870)
- О философии
- Философия и наука
- О народе и России
- Ф.М. Достоевский (1821-1881)
- Россия и Запад
- О русском народе
- О родном языке и русской литературе
- О Русской идее
- В.С. Соловьёв (1856-1900)
- Личность и общество
- О патриотизме
- О нравственном прогрессе
- В.В. Розанов (1856-1919)
- О человеке и жизненных ценностях
- О революции и отечестве
- Н.А. Бердяев (1874-1948)
- О философии
- О человеке и мире
- О свободе
- О творчестве
- Об особенностях русской души
- О русской идее
- О предназначении России
- С.Л. Франк (1877-1950)
- О философии
- О культуре
- О духовности человека
- О патриотизме
- О революции
- Личность и общество
- И.А. Ильин (1883-1954)
- О духовном мире человека
- О Достоевском
- Философия XX века неопозитивизм и постпозитивизм
- Людвиг Витгенштейн (1889-1951) Критика традиционной философии. Формулировка философского метода
- Рудольф Карнап (1891-1970) Критика «метафизики»
- О роли логического анализа языка науки
- Карл Поппер (1902-1994). Отношение к «метафизике»
- Фальсифицируемость как критерий разграничения науки и метафизики
- Концепция «трех миров»
- Томас Кун (1922 -1996) «Нормальная» и «революционная» наука
- Имре Лакатос (1922 -1974) Методология научно-исследовательских программ
- Пауль Фейерабенд (1922 -1994). «Методологический анархизм»
- Принцип «контриндукции»
- Принцип пролиферации
- Неотомизм
- Этьен Жильсон (1884-197о) Вера и философия.
- Религия, философия и наука
- Жак Маритен (1882—1973)
- О моральном благе
- Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
- О роли и месте философии
- Феноменологический метод э. Гуссерля
- Психоанализ
- Зигмунд Фрейд (1856-1939) Учение о бессознательном.
- Коллективное бессознательное.
- Я. Оно. Сверх-я.
- Психоанализ и культура
- Альфред Адлер (1870-1937)
- Карл-Густав Юнг (1875-1961) Коллективное бессознательное. Архетипы
- Психологические типы
- Об источниках неврозов
- Эрих Фромм (1900-1980)
- Философия экзистенциализма
- Карл Ясперс (1883-1969) о философской вере
- Мартин Хайдеггер (1889-1976) Основные понятия метафизики
- Жан-Поль Сартр (1905-1980) Человек и его бытие
- Свобода человека...
- Об истине
- Альбер Камю (1913-1960) Абсурд и самоубийство
- Миф о Сизифе