logo
Antology_phylosophy

Милетская школа.

Милетская школа считается первой философской школой Древней Греции. Она получила свое название от города Милета, расположенного в Ионии (Малая Азия), гражданами которого являлись все ее представители. Деятельность милетской школы приходится на начало и середину VI в. до н.э. Представителями ее были Фалес (основатель школы), Анаксимандр и Анаксимен. Они первыми сознательно поставили проблему первопричины как основы всего сущего. Причем, в своих учениях эти философы пытались объяснить природу не из действия богов или божественных сил, а из нее самой. В этом заключается принципиальное отличие ранней греческой философии от предшествующих форм знания – мифа и религии. В качестве такой естественной первоосновы бытия, т.е. того, из чего происходят все сущие вещи, философы натуралисты полагали божественный физис. Физис (греч., букв. – натура, природа) – это первая и фундаментальная реальность, которая изначальна и постоянна в противоположность тому, что вторично, производно и преходяще. Все проистекает из физиса как своей причины и все в него возвращается. Несмотря на свою божественность, физис, строго говоря, не есть божество, он, скорее, то, что заложено в самой природе как основной принцип ее развития. Поэтому-то и философия как наука о физисе мыслилась первыми ее представителями в качестве истинной онтологии, или естественной теологии.

Милетские философы видели в качестве таких первых причин природные стихии: воду (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон, или беспредельное (Анаксимандр). В более поздних философских учениях первооснова всего сущего будет ассоциироваться не только со стихийно-материальным началом, но и началом духовно-интеллигибельным.

***

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: [В комментируемом пассаже «Физики» Аристотель устанавливает искусственную дихотомическую классификацию всех мыслимых учений о физических принципах или началах: начало (архе) либо одно, либо их много, и если [с.4] одно – то либо движущееся, либо неподвижное, и если движущееся – то либо ко­нечное, либо бесконечное и т.д.]: Из тех, кто полагает одно движущееся начало (их [Аристотель] называет физиками в собственном смысле слова), одни считают его конечным, как, например, Фалес...

ОН ЖЕ. Комм. к «Физике» [Платон и пифагорейцы рассматривают беско­нечное как субстанцию, «а все физики всегда полагают субстратом бесконечного ка­кую-нибудь другую субстанцию из числа так называемых элементов, как-то: воду, воз­дух или среднее между ними»]: «Физиками» Аристотель имеет обыкновение называть тех, кто занимается физическим разделом философии, в особенности же тех из них, кто пользуется одним только материальным началом или преимущественно им. Указанные физики, приняв в качестве субстрата становящихся вещей материю и рас­сматривая ее бесконечность, очевидным образом полагали бесконечное уже не как субстанцию, а как акциденцию. Одни из них, приняв один какой-нибудь элемент, по­лагали его бесконечным по величине, как, например, Фалес – воду, Анаксимен и Дио­ген – воздух, Анаксимандр – среднее [между водой и воздухом]... (Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. – М., 1989. С.110.)