logo
Antology_phylosophy

Социальная физика

Итак, вот очень крупный, но, очевидно, единственный пропуск, который надо заполнить, чтобы закончить построение положи­тельной философии. Теперь, когда человеческий дух создал небес­ную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается только закончить систему наблюдательных наук созда­нием социальной физики. Такова в настоящее время самая круп­ная и самая настоятельная во многих существенных отношениях потребность нашего ума. (Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 3. М. 1971. С.557).

Положительное мышление, напротив, по­стольку, [c.14] поскольку это, возможно, является пря­мо общественным и достигает этого без всякого усилия благодаря одной только характеризующей его реальности. Для него человек в собственном смысле слова не существует, существовать может только человечество, так как всем нашим разви­тием, в каком бы отношении его ни рассматри­вать, мы обязаны обществу. Если идея общества кажется еще абстракцией нашего ума, то это пре­имущественно в силу старого философского ми­ровоззрения; ибо, по правде сказать, именно идея индивида отличается – по крайней мере, у наше­го рода – таким характером. Новая философия во всей ее совокупности будет стремиться обнару­живать как в действительной, так и в умозритель­ной жизни связь каждого со всеми, проявляющую­ся в массе различных видов, – дабы сделать не­вольно обычным чувство тесной социальной со­лидарности, надлежащим образом распространен­ной на все времена и на все места. (Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов н/Д, 2003. С. 185-186)

Не имея возможности продлить свое существование иначе, как посредством рода, индивид будет та­ким образом стараться по возможности полнее слиться с ним, прочно связывая себя со всем его коллективным существованием – не только на­стоящим, но также прошлым и в особенности бу­дущим, дабы придать своей жизни всю ту яркость, которую в каждом случае позволяет совокупность реальных законов. Это великое отождествление сможет стать тем более тесным и будет тем луч­ше понято, что новая философия необходимо оп­ределяет этим двум видам жизни одно и то же основное назначение и один и тот же закон эволюции, заключающейся всегда как для индивида, так и для рода, в беспрерывном поступательном движении, главная цель которого была указана выше; это – стремление доставить с одной и с другой стороны преобладание человечности, или сочетанию [c.15] ума с общественностью, над животно­стью в собственном смысле слова. (Там же. С.187-188)