logo
Antology_phylosophy

О бесконечности, вселенной и мирах. О видах познания.

Филотей. Чувство не видит бесконечности, и от чувства нельзя требовать этого заключения; ибо бесконечное не может быть объектом чувства; и поэтому тот, кто желает познавать бесконечность посредством чувств, подобен тому, кто пожелал бы видеть очами субстанцию и сущность [...]. Интеллекту подо­бает судить и отдавать отчет об отсутствующих вещах и отда­ленных от нас как по времени, так и по пространству [...].

Эльпин. К чему же нам служат чувства? Скажите.

Филотей. Только для того, чтобы возбуждать разум; они мо­гут обвинять, доносить, а отчасти и свидетельствовать перед ним, но они не могут быть полноценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение. Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не быва­ют без некоторой мутной примеси. Вот почему истина проис­ходит от чувств только в малой части, как от слабого начала, но она не заключается в них.

Эльпин. А в чем же?

Филотей. Истина заключается в чувственном объекте, как в зеркале, в разуме – посредством аргументов и рассуждений, в интеллекте – посредством принципов и заключений, в духе – в собственной и живой форме. (Антология мировой философии. – М., 1990. Т. 2. С. 166.)

[...] Утверждение, что Вселенная находит свои пределы там, где прекращается действие наших чувств, противоречит всяко­му разуму, ибо чувственное восприятие является причиной того, что мы заключаем о присутствии тел; но его отсутствие, кото­рое может быть следствием слабости наших чувств, а не отсут­ствия чувственного объекта, недостаточно для того, чтобы дать повод хотя бы для [с.73] малейшего подозрения в том, что тела не существуют. Ибо если бы истина зависела от подобной чувст­венности, то все тела должны были быть такими и столь же близкими к нам и друг к другу, какими они нам кажутся. Но наша способность суждения показывает нам, что некоторые звез­ды нам кажутся меньшими на небе, и мы их относим к звездам четвертой и пятой величины, хотя они гораздо крупнее тех звезд, которые мы относим ко второй или первой величине. Чувство не способно оценить взаимоотношение между громадными рас­стояниями.(Там же.С.169-170.)