logo
Antology_phylosophy

Я. Оно. Сверх-я.

...Итак, я выделил в психической жизни сознание, предсознательное и бессознательное, С некоторых пор меня, однако, перестала удовлетворять эта схема, потому что обнаружилась многокачественность бессознательного. В частности, не только самое низменное, но и самое высокое в душевной жизни тоже оказалось бессознательным по механизму своего влияния на остальное содержание психической жизни поэтому я выделяю три инстанции – Я, Оно и Сверх-Я. ...Оно – самое нижняя (глубинная) подструктура личности. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Подчиняется принципу удовольствия и, естественно конфликтует с Я и Сверх-Я. Но не только Оно бессознательно. Бессознательным является также и высшая инстанция в структуре личности – Сверх-Я. Она выполняет роль внутреннего цензора, совести, и представляет собой складывающуюся под влиянием воспитания систему моральных и культурных норм, принятых в данном обществе и усвоенных личностью. Это тот самый «внутренний голос».

Я – это фактически посредник между Оно и Сверх-Я, между индивидом и внешним миром. Я выполняет функцию восприятия, осознания внешнего мира и приспособления к нему, подчиняется поэтому принципу реальности, но в то же время вынуждено «угождать» и Оно, и Сверх-Я. Естественно, между этими подструктурами личности все время возникают конфликты. И для сохранения целостности личности Я вырабатывает так называемые защитные механизмы, дающие вроде бы реальное, а на самом деле мнимое разрешение конфликтов. (3. Фрейд. Я и Оно. М. 1989. С. 181-182).

Неверно, что человеческая психика с древнейших времен не развивалась и, в отличие от прогресса науки и техники сегодня все еще такая же, как в [c.32] начале истории. Мы можем здесь привести один пример этого психического прогресса. Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь к особая психическая инстанция, человеческое Сверх-Я, включает его в число своих заповедей Каждый ребенок демонстрирует нам процесс подобного превращения. приобщаясь к нравственности и социальности. Это усиление Сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение человеческой культуры. (3. Фрейд. Будущее одной иллюзии. М. 1998 С. )

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4