logo
Antology_phylosophy

Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии

Бытие – субъект, мышление – предикат <...> где опыт – первоисточник всяческого знания.

...Мысленное бытие не есть действительное бытие, образ этого бытия вне мышления – материя, реальность, субстрат, природа. (Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Соч. Т. 4. С. 411) [c.136]

...Мне стало ясно отличие формы от сущности Гегеля: я отбросил форму, сохранив содержание. (Там же. С. 419)

...Человеческий мотив в философии – это практический интерес – это стремление устранить бессилие людей не молитвами, а реальными средствами – наукой и экспериментом. (Фейербах Л. История философии Нового времени // Соч. Т. 1 стр. 282)

ОБЪЕКТОМ Философии является абсолютно всеобщее и безусловно необходимое (Фейербах Л. Критика "Анти -Гегеля" // Соч. Т. 2. – М., 1967 – С. 23)

...Я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя как нечеловеческое. Я разумею под природой вообще, как я уже высказывал на своих лекциях, не существо живущее, будучи наделенным волей и разумом, как сверхъестественный бог, но только существо, действующее сообразно необходимости своей природы, однако оно для меня не Бог, то есть не сверхъестественное, сверхчувственное, отвлеченное, тайное и одновременно простое существо, но существо многообразное, человеку доступное, всеми чувствами воспринимаемое. Беря слово "природа" практически, природа есть для человека все то, что – независимо от сверхъестественных внушений атеистической веры, – представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растения, [c.137] человек, поскольку он – существо непроизвольно и бессознательно действующее. Под словом "природа" я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического. Я апеллирую этим словом к чувствам. Юпитер, говорил один из древних, – это все, что ты видишь; природа, говорю я, есть все, что ты видишь и что не является делом человеческих рук и мыслей. Или, если вникнуть в анатомию природы, природа есть существо или совокупность существ и вещей, чьи проявления, обнаружения или действия, в которых проявляется или существует их бытие, имеют свое основание не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических, космических, механических, химических, физических, физиологических силах или причинах...

(Предварительные тезисы к реформе философии)

...Атомы сами абсолютные атеисты, которые так же мало заботятся о боге, как бог Эпикура о мире и атомах: они сами по себе автократы, монархи, они сами составляют свой мир. (Фейербах Л. История философии Нового времени // Соч.: в 3-х т. Т. 1. – М., 1967. С. 174)

Я меньше всего эмпирик в обычном смысле этого слова, опыт для меня лишь средство, а не цель, только начало, а не результат познания. По моему мнению, опыт имеет целью познание общего, которое извлекается из познания особенного и единичного ... человеческий ум не должен [c.138] ограничиваться наблюдением внешней стороны явлений, но должен проникать вглубь, познать их причины, внутреннюю сущность и форму ... Я стремлюсь понять вещи в их качественном бытии. (Фейербах Л. История философии Нового времени // Соч.: в 3-х т. Т. 1. – М., 1967. С. 81)

Гегель, защищая принцип единства противоположностей, понимает это единство односторонне, в чисто идейном плане, спору нет, – отмечаю я, – человек представляет собой единство, но это единство вместе с тем, по существу, органическое, натуральное. ... Что представляет собой диалектика если она идет вразрез с естественным возникновением и развитием? Какую цену имеет "объективность" философии, если она отделена от единственно категорической, императивной, коренной и основоположной объективности- объективности телесной природы? (Фейербах Л. Критика «Анти –Гегеля» // Избранные сочинения. – Т. 4. С. 431)

...Провозглашаю громко и откровенно истинность антисхоластического принципа: единство противоположностей есть наиболее характерный принцип живой, новейшей философии в отличие от мертвой, формальной схоластики средних веков. ... в противоположность формальной логике: всякое тождество включает в себя различия и противоречия, а развитие осуществляется в форме спирали. (Фейербах Л. История новейшей философии // Соч. Т. 2. С. 98)

Без противоположности ничего не обнаруживается. Противоречие есть обнаружение равенства, которое в тихой [c.139] вечности парит в себе самом без света, без тьмы, без радости и горя ... понимание возникает из различимости множества, ибо одно свойство природы видит, понимает и хочет другое. (Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Избран. филос. произв. Т. 1– М.,1955.– С.99 )

Определение есть отрицание <...> Определяя какое-либо явление, мы выделяем в нем известное качество, тем самым доказывая, что оно имеет границу, предел, в котором отрицается его бытие. Но это отрицание есть в то же время утверждение. Эта граница как раз и составляет жизнь явления в себе, его внутри-себя-бытие, граница его для него не предел, оно в ней едино, удовлетворено самим собой. Здесь мы, таким образом, имеем дело с взаимосвязью и взаимопереходом внешнего и внутреннего, отрицательного и положительного <…> проявление этого закона можно наблюдать всюду в природе и обществе ... Выходя за свою границу, нечто перестает быть данной вещью. Предел, конечность, таким образом отрицаются, снимаются. Каждое нечто уже поэтому бесконечно. Бесконечное должно быть понято как сущее, как определенное собой; определенность же, напротив, должна быть понята в бесконечном. (Фейербах Л. Эрлангенские лекции // Собр. соч.: в 3-х т. Т. 2. С. 53)

Мыслит не душа как нечто изолированное от тела, мыслит само тело. Душа не что иное, как мыслящее себя тело, а тело не что иное, как протяженная душа. (Фейербах Л. [c.140] История философии Нового времени // Собр. соч.: в 2-х т. Т. 1. – М., 1967. С. 383)