logo
Antology_phylosophy

Критика религии

Если мы захотим понять сущность наших представлений о божестве то должны будем признать, что словом Бог люди всегда обозначают наиболее скрытую, далекую и неизвестную причину наблюдаемых нами явлений; они употребляют это слово лишь в тех случаях, когда перестают разбираться в механизме естественных и известных им причин; утратив из виду последовательность и связь этих причин, они прекращают свои поиски; чтобы покончить с затруднениями, называют Богом последнюю причину, т.е. ту, которая находится за гранью всех известных причин; т.о. они дают лишь туманное название некоторой неизвестной [c.140] причине, перед которой останавливаются под влиянием лености мысли или ограниченности своих познаний. Во всех тех случаях, когда говорят, что Бог есть виновник какого-либо явления, это означает просто, что не знают, как могло произойти подобное явление при помощи известных нам в природе сил и причин...

Если незнание природы породило богов, то познание ее должно их уничтожить. С ростом знаний человека растут его силы и его орудия; науки, искусства, и ремесла оказывают ему свою помощь; опыт делает его более уверенным, помогая ему оказывать сопротивление многим явлениям, перестающим пугать его, лишь только он познает их. Одним словом, людские страхи рассеиваются по мере роста просвещения. Просвещенный человек перестает быть суеверным. (Там же. С. 368‑375.)

...Христианская религия во все времена была источником раздоров и смут. Христиане всегда оказывались обманутыми жертвами религиозных страстей. Священники во все времена ставили себе целью господствовать и жить в почете за счет верующих, всецело на них полагавшихся...

Если взять за мерило наших суждений о человеке пользу и ущерб для общества, мы увидим, что величайшие святые часто причиняли роду человеческому больше зла, [c.141] чем самые отъявленные преступники. В самом деле, найдется ли такой разбойник или убийца, который погубил бы такое множество граждан, как эти короли-гонители, которые убивали тысячи подданных для укрепления и распространения веры? Найдется ли мятежник, который произвел бы в какой-нибудь нации такие опустошения, как большинство фанатичных и развратных святых, столько раз призывавших к нетерпимости?

...Только разум может сделать человека лучше. Вера всегда будет создавать только рабов, глупо упорствующих во взглядах своих тиранов. (Гольбах П.А. Галерея святых. – М., 1962. С. 274.)

Причина распространения христианского вероучения в притягательности его для народа в силу невежества и тяжелого материального положения последнего. Христианство стало религией неимущих, оно провозглашало нищего Бога, бедняки проповедовали эту религию беднякам, она давала им утешение, самые мрачные идеи ее отвечали состоянию этих людей. (Там же. С. 235.) [c.142]

(Хрестоматия по философии. Книга 4. Немецкая классическая философия. Часть первая. / Под редакцией проф. д.филос.н. Ивановой А.А. - Учебно-методическое пособие. -2-е изд. -М: ИПЦ МИТХТ, 2004.)

Немецкая классическая философия

Иммануил Кант (1724-1804)

И. Кант – немецкий философ-рационалист, ученый-естествоиспытатель, родоначальник немецкого классического идеализма. Кант — выдающийся исследователь процессов научного познания, его возможностей. Свой идеал научного знания он воплотил в учении «трансцендентального идеализма». Кант также вошел в историю философии разработкой этических проблем, введением в этику понятия «категорического императива». Политический идеал Канта — образ мира, где нет войн и социальных катаклизмов, а в обществе уважаются права человека.

Основные труды Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».