logo
Antology_phylosophy

Учение о познании

Мы располагаем тремя основными средствами: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результаты комбинаций. Необходимо, чтобы наблюдение природы было постоянным, размышление – глубоким, а опыт – точным. Эти средства редко оказываются соединенными. Вот почему творческих умов не так много...

Почему же у нас так мало достоверных знаний?... Абстрактные науки слишком долго занимали лучшие умы и почти не принесли плодов; в одних случаях вовсе не изучалось то, что надлежало знать, в других случаях в исследованиях[c.121] не было ни плана, ни метода, ни отбора; без конца нагромождали слова, а знание вещей отставало.

Истинный метод философствования заключался и будет заключаться в том, чтобы умом проверять ум, умом и экспериментом контролировать чувства, познавать чувствами природу, изучать природу изобретения различных орудий, пользоваться орудиями для изысканий и совершенствования практических искусств, который необходимо распространять в народе.

...Каковы бы ни были факты, они составляют подлинное Богатство философа. К несчастью, рациональная философия главным образом сопоставляет и связывает факты, имеющиеся в ее распоряжении, и гораздо меньше внимания уделяет тому, чтобы собирать новые факты... Но время доныне опрокидывало почти все сооружения рациональной философии...

Мы выделили два вида философии: экспериментальную и рациональную. У одной глаза завязаны, она всегда идет ощупью, берется за все, что попадется ей под руку, и в конце концов натыкается на драгоценные вещи. Другая собирает этот драгоценный материал и старается разжечь из него факел; но до настоящего времени этот факел служил ей хуже, чем ее сопернице в поисках на ощупь; Это и не удивительно. [c.122] Опыт бесконечно умножает свои поиски и действует непрерывно, он неизменно ищет явления, в то время как разум ищет аналогии. Экспериментальная философия не знает ни того, что ей попадается, ни того, что получается из ее работы; но она работает без устали. Наоборот, рациональная философия взвешивает возможности, выносит суждения и умолкает, она самоуверенно заявляет: «свет нельзя разложить!»; экспериментальная философия прислушивается к ней, молчит целые века, затем она вдруг показывает призму и говорит: "свет разложим!". (Дидро Д. Соч.: в 2 т. Т.1. – М. 1986. С. 340‑343.)