logo
Antology_phylosophy

Учение о природе

Не знаю в каком смысле философы полагали, будто материя безразлична к движению и покою. Хорошо известно, что все частицы тела взаимно притягиваются; это значит, что в этом мире все либо перемещается, либо находится в состоянии напряжения, или же одновременно перемещается и находится в состоянии напряжения...

Тело, по мнению некоторых философов, само по себе бездеятельно и лишено силы: это ужасная ошибка, идущая в разрез со всякой здравой физикой, со всякой здравой химией: тело преисполнено деятельности и силы само по себе, и по природе своих основных свойств, рассматриваем ли мы [c.119] его отдельные молекулы или всю массу.

К этому добавляют: чтобы представить себе движение, надо вне существующей материи вообразить силу, на нее воздействующую. Это не так: молекула, наделенная свойством, присущим ее природе, сама по себе есть деятельная сила. Она воздействует на другую молекулу, в свою очередь воздействующую на нее... Абсолютный покой есть абстрактное понятие, в природе его не существует; движение есть такое же реальное свойство, как длина ширина и глубина...

Невозможно предположить существование чего-либо вне материальной вселенной; никогда не следует делать подобных предположений, потому что из них ничего нельзя вывести. (Дидро Д. Сочинения: в 2т. – М. 1986. – Т.1. С. 490‑491.)

Во вселенной есть только одна субстанция: и в человеке и в животном. Ручной органчик – из дерева, человек из мяса, чижик из мяса, иначе организованного; но и тот и другой одинакового происхождения, одинаковой формации, имеют одну и ту же функцию, одну и ту же цель... Животное – чувствительный инструмент, абсолютно похожий на другой, при одинаковой конструкции; если снабдить его теми же струнами, ударять по ним одинаковым образом радостью, [c.120] страдание, голодом, жаждой, болью, восторгом, ужасом, то невозможно предположить, чтобы на полюсе и на экваторе он издавал бы различные звуки. Инструмент обладающий способностью ощущения, или животное, убедились на опыте, что за таким-то звуком следуют такие-то последствия вне его, что другие животные приближаются или удаляются, требуют или предлагают; заметьте, что в сношениях между животными и людьми нет ничего кроме звуков и действий. (Дидро Д. Избр. филос. произведения. – М., 1981. С. 149.)