logo
Antology_phylosophy

Протагор

АРИСТОТЕЛЬ Soph. el. I 165. Софистика есть мудрость кажу­щаяся, а не истинная, и софист – умеющий наживать деньги от кажущейся, но неподлинной мудрости.

СЕКСТ Pyrrh. hypot. I 216–219. Протагор... вводит принцип относительности. Протагор говорит, что материя текуча и при течении ее беспрерывно происходят прибавления взамен убав­лении ее, и ощущения перестраиваются и изменяются в зави­симости от возрастов и прочих телесных условий. Он говорит также, что причины всего, что является, лежат в материи, так, что материя, поскольку все зависит от нее самой, может быть всем, что только является всем нам. Люди же в различное вре­мя воспринимают по-разному в зависимости от различий своих состояний... так согласно его учению критерием существующе­го является человек.

ПРОТАГОР. [У Секста] Человек есть мера всех вещей: сущест­вующих, что они существуют, несуществующих, что они не су­ществуют.

СЕКСТ adv. math. VII 60. Протагор говорил, что все продукты воображения и все мнения истинны и что истина принадлежит к тому, что относительно, вследствие того, что все явившееся или представившееся кому-нибудь существует непосредствен­но в отношении к нему.

ПРОТАГОР (У Платона Theat. 166 D–167 В). В самом деле я утверждаю, что истина такова, как я ее описал; а именно, что каждый из нас есть мера существующего или несуществующе­го. И действительно, один от другого бесконечно отличается этим самым, так как для одного существует и является одно, [с.35] для другого другое. Но я далек от того, чтобы не признавать мудрость и мудрого человека. Напротив, именно того я и назы­ваю мудрым, кто, если с кем-нибудь из нас случится кажущееся и действительное зло, сумеет превратить его в кажущееся и дей­ствительное добро.

ПРОТАГОР (у Евсевия Praep evang XIV 3,7). О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать это: и не­ясность вопроса, и краткость человеческой жизни.

ГОРГИЙ

СЕКСТ (adv. maxh. VII 65). В сочинении носящем заглавие «О несуществующем или о природе», он устанавливает три глав­ных положения... первое гласит, что ничто не существует; вто­рое – что если что-либо существует, то оно непознаваемо для человека; третье – что, если оно и познаваемо, то все же, по крайней мере, оно непередаваемо и необъяснимо для ближнего.