logo
Antology_phylosophy

Зенон (ок. 490 – ок. 430 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении Жизнь

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ. Зенон Элейский: Аполлодор в «Хронике» говорит, что он был родным сы­ном Телевтагора, а приемным – Парменида (а Парменид – сыном Пирета). О нем и о Мелиссе Тимон гово­рит следующее:

И великую, неодолимую силу двуязычного

Зенона, изобличителя всех, и Мелисса,

Много иллюзий победившего, немногими побежденного.

Зенон был учеником Парменида. По словам Аристотеля, он был изобретателем диалектики, как Эмпедокл – риторики. Был он человеком исключительных достоинств и в философии, и в политической жизни, сохранились его книги, полные боль­шого ума. А [что касается его политической деятельности, то] он вознамерился свергнуть тирана Неарха (по другим – Диомедонта) и был арестован, как говорит Гераклид в «Сокраще­нии Сатира». Когда на допросе его стали спраши­вать о сообщниках и об оружии, которое он привез на Липару, он донес на всех друзей тирана с тем, чтобы оставить его в одиночестве, а потом, [заявив], что он-де должен кое-что ска­зать ему на ухо кое о ком, укусил [тирана за ухо] и не отпускал до тех пор, пока не был заколот: так его постигла участь тираноубийцы Аристогитона. Деметрий в «Одноименных [пи­сателях и поэтах]» утверждает, что он отъел [тирану не ухо, а] нос. А по словам Антисфена в «Преемствах», тиран спросил его после того, как он донес на его друзей, есть ли еще кто-нибудь, на что он ответил: «Есть ты, проклятье го­рода!» – а обращаясь к присутствующим сказал: «Удивляюсь я вашей трусости: вы рабски служите тирану ради того, чтобы вас постигла та же участь, что и меня!»; под конец он отъел себе язык и плюнул им в тирана. Это так подействовало на [присут­ствующих] граждан, что они тотчас же побили тирана камнями. Так болтает едва ли не большинство. Но Гермипп уверяет, что его бросили в ступу и искромсали. [Следует эпиграмма Диогена].

Помимо прочих доблестей, Зенон отличался презрением к сильным мира сего, не уступая в этом Гераклиту: [подобно Ге­раклиту, который предпочел Эфес Афинам], он также предпо­чел великолепию Афин свой родной город, прежде называв­шийся Хюэлэ, а впоследствии Элеей и бывший колонией фокейцев, город скромный и умеющий лишь воспитывать добле­стных мужей; за некоторыми исключениями, он не посещал Афин и прожил всю жизнь на месте.

Он первым выдвинул аргумент «Ахиллес» (а Фаворин говорит, что Парменид) и много других [аргу­ментов]. [с.19]

Воззрения его таковы: космос <один> и пустоты нет. Вселен­ная [букв. «природа всего»] возникла из теплого и холодного, из сухого и влажного в результате их взаимопревращения. Лю­ди возникли из земли, и душа представляет собой смесь упомя­нутых выше [четырех элементов], причем ни один из них не имеет перевеса.

Рассказывают, что он возмутился, когда его хулили, а в ответ на чей-то упрек сказал: «Притворяясь, что не слышу хулы, я не замечу и похвалы». (Фрагменты ранних греческих философов. С. 299.)

Учение

ФИЛОПОН. Комм. К «Физике»: Его [= Парменида] ученик Зенон, выступая в защиту учителя, доказывал, что сущее по необходимости одно и неподвижно. Доказывал же он это исходя из того, что дихотомия любого континуума [продолжается] до бесконечности: если допустить, что [сущее] не одно и не неделимо, [гласит доказательство], но делится на множество, ничто не будет одним в собственном смысле (так как если бы непрерывное делилось, оно было бы делимо до бесконечности), но если нет «одного» в собственном смысле, то нет и много, раз множество состоит из многих единиц [генад]. Следовательно, сущее не может делиться на множество; следовательно, оно только одно. Или так: если нет одного и неделимого, то не будет и многого, так как многое состоит из многих единиц. Между тем каждая единица либо одна и неделима, либо тоже делится на многое. Если каждая единица одна и неделима, универсум будет состоять из неделимых величин, если же они тоже делимы, то относительно каждой из делящихся единиц [монад] мы повторим тот же вопрос, и так до бесконечности. Стало быть, если сущих много, универсум будет бесконечностно бесконечным. Но если это абсурдно, то сущее только одно и многих сущих быть не может, так как каждую единицу [монаду] необходимо разделить бесконечное число раз, что абсурдно. (Там же. С. 303.)

СИМПЛИКИЙ; Комм. к этому месту: Аргумент Зенона, якобы упразднявший реальность места, формулируется так:

«Если есть место, то оно будет в чем-то, так как всякое сущее в чем-то. Но что в чем-то, то и в месте. Следовательно, и место будет в месте, и так до бесконечности. Следовательно, места нет». (Там же. С. 306.)