logo
Antology_phylosophy

Зигмунд Фрейд (1856-1939) Учение о бессознательном.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке наблюдающиеся процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам...

...Для большинства философски образованных людей идея психического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с простой логикой. Это происходит, я полагаю, оттого, что они никогда не изучали относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые – не говоря уже о всей области паталогического – принуждают к пониманию в духе психоанализа. Однако психология сознания никогда не способна разрешить проблемы сновидения и гипноза.

К термину или понятию бессознательного мы пришли путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. ...Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что некоторые представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно установить противодействующую силу и довести соответствующее представление до сознания. Состояние, в котором [c.29] они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддержавшая его, ощущается нами во время психоаналитической работы как сопротивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Скрытое, бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеет теперь три термина: «сознательное», «предсознательное» и «бессознательное». (3. Фрейд. Я и оно. М. 1989. С. 370-371),

Предсознательное – как бессознательное в данный момент – не осознается человеком, но может быть им в принципе осознанно. Но есть и другое бессознательное, бессознательное в подлинном смысле слова, о существовании которого в собственной психике человек не только не догадывается, более того: он энергично отрицает наличие подобных содержаний в его душе, потому что они кажутся ему несовместимыми с моральными и этическими нормами, принятыми в обществе, в котором он живет, несовместимыми с его собственным «Я». И представления, которые тесно связаны с этими желаниями и влечениями, подвергаются вытеснению в бессознательное.

Но в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшего неузнаваемым заместителя. Этими заместителями являются прежде всего уже знакомые нам истерические симптомы, но множество их также можно найти и в повседневной жизни. Я имею в виду, например, сновидения. Но и здесь бессознательное дано субъекту не прямо, а в искаженной форме: даже в сновидениях человек боится признаться самому себе в своих желаниях. И тогда их нужно толковать... (3. Фрейд. Психология бессознательного. М. 1989. С. 360).

А что еще, кроме сновидения, может сказать нам о бессознательном? Так называемые «ошибочные действия». А в обмолвках и описках скрытые желания иногда просто-напросто открываются собеседнику... Одна дама говорит другой восхищенным тоном: «Эту прелестную шляпу вы, вероятно, сама обделали (вместо отделали)?» [c.30]

...Даже юмор и шутки – явление, свойственное далеко не всем людям -тоже, имеют определенное отношение к бессознательному. Но, кстати, такая роль бессознательного в жизни человека отнюдь не случайна. Сознание – лишь небольшой островок, омываемый океаном бессознательного. Среди бессознательных содержаний выделяется область предсознательного и собственно бессознательного» об этом мы уже говорили. Я еще раз хочу показать их различие на конкретном примере сновидений.

Сновидение проделывает колоссальную работу, превращая, скрытые желания в образы явного сновидения, но конкретная форма получившегося в результате сна во многом зависит от впечатлений дня накануне сновидения, которые для субъекта в данный момент тоже не осознаются, но это предсознательное, а не бессознательное. В принципе эти содержания могут быть осознаны видевшим сон (он может вспомнить ситуацию накануне сновидения и какие-то ее детали). Но скрытые мысли сновидения которые облекаются в образы, которые пользуются «материалом дневных впечатлений», чтобы символически проявиться, так или иначе выразиться, остаются для субъекта бессознательными, т.е. в принципе неизвестными и непознаваемыми без специальной работы по толкованию сновидения с помощью психоаналитика.

Таким образом, только основная работа над «поверхностными явлениями» человеческой психики – их толкование, т.е. открытие их скрытого от сознания субъекта смысла – есть путь понимания бессознательного. (3. Фрейд. Толкование сновидений М. 1991. С. 285-286).