logo
Antology_phylosophy

Предназначение и смысл философии

Высочайшее из искусств – это философия. (Федон. 61а // Платон. Собрание сочинений в 4-х. М., 1990-1994. – Т.2. – С.10-11.).

В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом... никому, кто не стремился к познанию... истинные философы гонят от себя все желания тела, [с.44] крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности в отличие от большинства, которое корыстолюбиво... (Федон. 82с // Платон. Собр. соч. – Т. 2. С. 82).

Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве.

Видит философия и всю грозную силу этой тюрьмы: подчиняясь страстям, узник сам крепче любого блюстителя караулит собственную темницу. Да, стремящемуся к познанию известно, в каком положении бывает их душа, когда философия берет ее под свое покровительство и с тихими увещеваниями принимается освобождать, выявляя, до какой степени обманчиво зрение, обманчив слух и остальные чувства, убеждая отдаляться от них, не пользоваться их службою, насколько это возможно, и советуя душе сосредоточиваться и собираться в себе самой, верить только себе, когда, сама в себе, она мыслит о том, что существует само по себе, и не считать истинным ничего из того, что она с помощью другого исследует из других вещей, иначе говоря, из ощутимых и видимых, ибо то, что видит душа, умопостигаемо и безвидно. Вот то освобождение, которому не считает нужным противиться душа истинного философа, и потому она бежит от радостей, желаний, печалей и страхов... (Федон. 82d-83c // Платон. Собр. соч. –Т. 2. С. 39).

Окрыляется только разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божествен бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвященный в совершенные таинства, становится доподлинно совершенным. (Федр. 249с // Платон. Собр. соч. – Т. 2. С. 158.)

Не скажем ли мы, что и философ вожделеет не к одному какому-то ее <мудрости> виду, но ко всей мудрости в целом? – Это правда. (Государство. 475b// Платон. Собр. соч. –Т. 3. С. 254-255.)

Толпе не присуще быть философом . (Государство. 494а // Платон. Собр. соч. –Т. 3. С. 273.)