Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона [миф о пещере]
– После этого, – сказал я, – ты можешь сравнить человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности с таким состоянием. Представь, что люди находятся в подземелье наподобие пещеры, во всю длину которой есть широкий просвет. С малых лет на ногах и шеях люди носят оковы, так что им и с места не двинуться, а видят они лишь то, что прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, горящему далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь себе, невысокой стеной вроде ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, водящих поверх ширмы кукол.
– Это я себе представил, – сказал Главкон.
– Так представь же себе и то, что за стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, некоторые из несущих разговаривают, а другие молчат.
– Странный рисуешь ты образ и странных узников!
– Подобных нам. Разве тебе не кажется, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
– Как же им видеть что-то иное, если всю жизнь они вынуждены держать [с.51] голову неподвижно?
– А предметы, проносимые там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними?
– То есть?
– Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
– Непременно так.
– Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?
– Клянусь Зевсом, я этого не думаю.
– Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.
– Это совершенно неизбежно.
– Понаблюдай же их освобождение от оков неразумия и исцеление от него, иначе говоря, как бы это все у них происходило, если бы с ними естественным путем случилось нечто подобное.
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх, в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. А как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к подлинному бытию, он смог бы обрести верное видение? А если станут указывать на тот или иной несомый предмет, заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не кажется ли тебе, что трудности так смутят его, что он подумает, будто куда больше правды в видимом раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
– Конечно, именно так и подумает.
– А если он принужден будет смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза и не отвернется он поспешно к тому, что привык видеть, считая, что это и в самом деле достовернее вещей, которые ему теперь показывают?
– Пожалуй, это так.
– Ну а если кто-то потянет его по круче вверх, в гору, и не отпустит, пока не извлечет на божий свет, разве бывший узник не будет страдать и не возмутится таким насилием? А при выходе на свет разве его глаза не ослепит такое сияние, что и рассмотреть он не сможет ни одного предмета из тех, о подлинности которых ему теперь говорят?
– Да, сразу ему не разглядеть.
– Нужна привычка, чтобы узнать все, что есть наверху. Начинать надо с самого легкого: смотреть сначала на тени, потом на отражения людей и предметов в воде и уж потом – на сами вещи. Причем само небо и все, что на нем, ему лучше рассматривать не днем, а ночью, то есть созерцать звездный свет и Луну, а не Солнце и солнечный свет.
– Несомненно. [с.52]
– В конце концов, я думаю, этот человек оказался бы в состоянии видеть самое Солнце, находящееся в зените, понимать его свойства, не ограничиваясь наблюдением обманчивого отражения в воде или других чуждых ему средах.
– Конечно, все это станет доступно.
– И тогда он сделает вывод, что от Солнца зависят и времена года, и течение лет, что оно ведает всем в видимом пространстве, оно же каким-то образом есть причина всего, что он и другие узники видели раньше в пещере.
– Ясно, что он придет к такому выводу после подобных наблюдений.
– Так как же? Припомнив свое прежнее жилище, тамошнюю премудрость и собратьев из заточения, сочтет ли он блаженством перемену своего положения и пожалеет ли своих друзей?
– И еще как.
– А если они, воздавая какие-то почести и хвалу друг другу, награждали отличившихся самым острым зрением в наблюдениях за проносимыми мимо предметами, в запоминании, что появляется раньше, а что позже, в предсказывании грядущего, то, как ты думаешь, хотел бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто из них пользуется влиянием? Или он пожелал бы, как говорит Гомер, "подобно поденщику, работая в поле, службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный", терпеть что угодно, только бы не разделять представлений узников и жить иначе, чем они?
– Я-то думаю, он предпочтет стерпеть что угодно, лишь бы жить иначе.
– Обдумаем вот что еще: если б такой человек опять спустился в подземелье, что станет с его глазами с уходом от солнечного света в царство тьмы? Не ослепнет ли снова?
– Конечно.
– А если снова придется спорить с вечными узниками, разбирая смыслы тех теней? Пока его зрение не притупится и глаза не привыкнут – а на это уйдет немало времени, – разве не покажется он нелепым? О нем станут говорить, что после восхождения вернулся он с испорченным зрением, а значит, другим не стоит стремиться туда. Разве не убили бы они, попадись им в руки, того, кто взялся бы освободить и увести наверх узников?
– Непременно убили бы.
– Так вот, дорогой Главкон, такое уподобление следует применить ко всему ранее сказанному. Охватываемая зрением область сродни тюремному жилищу, а свет от огня подобен мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся на вершине, означает подъем души в область умопостигаемого. Если ты предположишь это, постигнешь мою заветную мысль, если тебе интересно ее узнать, а верна ли она, то ведомо лишь богу. А мне вот что видится: во всем познаваемом идея Блага дана как предел. Она с трудом различима, но стоит ее различить, как приходится сделать вывод, что именно в ней – причина всего истинного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и царство света, а в области умопостигаемого она сама – владычица, от которой зависят истина и разумение, значит, на нее должен взирать тот, кто хочет разумной личной и общественной жизни. [с.53]
– Я согласен с тобой, насколько понимаю.
– Тогда согласись со мной и не удивляйся, что пришедшие ко всему этому не хотят более интересоваться человеческими делами; их души всегда стремятся ввысь. (Государство, 514а – 517d // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 295-298.)
- Античная философия
- Милетская школа.
- Фалес (ок. 625-547 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Теология
- Космология
- Геометрия
- Фалесу приписывают следующие изречения:
- Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Космогония
- О происхождении людей
- О человеке и душе
- Элейская школа
- Ксенофан (ок. 570 – после 478 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- О познании
- Фрагменты о природе
- Парменид (540-470 до н.Э.) «о природе»
- Зенон (ок. 490 – ок. 430 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении Жизнь
- Аргументы против возможности движения дихотомия
- Ахиллес
- Гераклит (VI – V вв. До н. Э.) Учение о природе. Стихийная диалектика
- Учение о познании.
- Учение о человеке, государстве. Этика Гераклита.
- Пифагор (ок. 580 – 500 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Начало – пол-целого дела
- Числу все вещи подобны,
- Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Учение о началах
- О причинах явлений
- О познании
- Космогония
- Фрагменты о природе
- Демокрит (род. Ок. 470 или 460 до н. Э. – ум. В глубокой старости.) Учение о бытии
- Учение о познании.
- Философия классической эпохи
- Софисты
- Протагор
- Фразимах
- Сократ (469-399 до н.Э.)
- Речь сократа на суде
- Платон (427 – 347 до н.Э.)
- Предназначение и смысл философии
- Учение об идеях
- Материя, идеи, чувственные вещи
- Космология
- Теория познания
- Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона [миф о пещере]
- [Учение о человеке и его бессмертной душе]
- Гиперурания, или о том, что над небесами
- Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз
- Учение о государстве
- Аристотель (384-322 до н.Э.)
- О философии
- Учение о бытии Критика теории эйдосов Платона
- Понятие сущего и сущности
- Понятие природы и материи
- Понятия движения, энергии, энтелехии
- Понятие причины
- Понятия души и мышления
- Картина мира как целого
- Гносеология. Тождество бытия и мышления. Категории
- Разум и чувства в познании
- Роль опыта в познании
- Доказательное знание и интуиция
- Учение о человеке Понятие человека. Природа человека
- Добродетель
- Проблема собственности
- Учение о государстве
- Философия эллинизма
- Эпикуреизм
- Эпикур (341-270 до н.Э.) Учение о бытии
- Тит лукреций кар (ок. 99-55 до н.Э.)
- Стоицизм
- Сенека (ок. 4–65 н.Э.) о блаженной жизни
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Марк аврелий (121 – 180) Жизнь
- Учение о мире
- Учение о человеке и счастливой жизни
- Скептицизм
- Секст-эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III в.) о наиболее общем различии между философами
- Что такое скепсис?
- О началах скепсиса
- Выставляет ли скептик догмы?
- Имеют ли скептики мировоззрение?
- Занимается ли скептик изучением природы?
- Отрицает ли скептик явление?
- О критерии скепсиса
- В чем состоит цель скепсиса?
- Неоплатонизм
- Плотин (ок. 203–269 н.Э.)
- Библейское послание Нагорная проповедь
- Патристика Квинт Септимий Флорент Тертуллиан ( 155 (65?) – 220 (40?) гг. Н.Э.)
- Cочинения о противоречии веры и разума и о вреде философии.
- О душе.
- Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354 – 430 гг.)
- О Боге и творении.
- О самопознании.
- Вера и разум.
- Время и вечность.
- Общество и история: учение о двух градах.
- Схоластика ансельм кентерберийский (1034 – 1109)
- О Божественной сущности
- О Божественной Троице
- Доказательство бытия Бога.
- Учение об истине.
- О свободе выбора.
- Фома Аквинский (1225-1274)
- Теология и философия.
- О двоякой природе наук и о теологии.
- Проблема истины.
- О доказательствах бытия Божия.
- О природе души.
- Почему в мире существует зло?
- Уильям Оккам (1280 – 1349)
- Об универсалиях.
- Философия эпохи Возрождения
- Николай Кузанский (1401-1464)
- Об «ученом незнании».
- Диалектика «максимума» и «минимума»: принцип совпадения противоположностей.
- Христианский неоплатонизм.
- Мистический пантеизм.
- Человек как малый мир («микрокосм»).
- Об уме и истине
- Эразм Роттердамский (1467-1536)
- Похвала глупости. Глупость – источник всякой жизни и наслаждений.
- Глупость – связующее начало всякого человеческого общества.
- Глупость говорит о философии и философах.
- Науками и искусствами люди обязаны жажде суетной славы.
- О счастьи.
- Никколо Макиавелли (1469 – 1527)
- ... Князь. О качествах, которыми должен обладать князь.
- Как должен вести себя князь, чтобы приобрести громкое имя.
- Мишель Эйкем де Монтень (1533 – 1592)
- Опыты. О человеческой гордыне и безрассудстве.
- О человеческом знании.
- Джордано Бруно (1548 – 1600)
- О бесконечности, вселенной и мирах. О видах познания.
- О бесконечности.
- Об источниках движения.
- О строении и составе тел.
- О множественности миров.
- О свободе воли.
- Френсис Бэкон (1561–1626)
- Учение о методе
- Учение об идолах
- Учение об опыте
- Политика
- Рационализм XVII-XVIII в.
- Рене декарт (1596 – 1650)
- Предмет философии и ее назначение
- Философское понимание природы, Бога, субстанции.
- Метод познания
- Мышление. Дуализм.
- Бенедикт спиноза (1632–1677)
- Основные философские положения
- О государстве
- Готфрид лейбниц (1646 – 1716)
- Материя и движение. Пространство и время.
- Учение о монадах. Субстанция. Душа.
- Учение о познании
- Психофизическая проблема
- Теодицея
- Идея всеобщей науки. Универсальная характеристика
- Британский эмпиризм XVII-XVIII в.
- Томас Гоббс (1588 – 1679)
- Назначение и смысл философии
- Теория познания
- Социальные взгляды
- Джон локк (1632 – 1704)
- Cочинения Опыт о человеческом разуме
- Социально-философские взгляды
- Джордж беркли (1665 – 1753)
- Учение о мире и познании
- Давид юм (1711 – 1776)
- Проблема причинности
- Скептицизм
- Шарль Монтескье (1689-1755)
- О духе законов о предрассудках и просвещении
- О Боге, творении и духе законов
- О войнах и видах законов
- О трех образах правления
- О политической свободе
- Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1695-1778)
- О Боге, атеизме и фанатизме
- О природе и движении
- Социально-политические взгляды
- О всеобщей морали
- О человеке
- Жюльен офре ламетри (1709 – 1751)
- Учение о материи
- Учение о человеке
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- Рассуждение о науках и искусствах
- О происхождении и основаниях неравенства между людьми
- О человеческой свободе и об общественном договоре
- О правительстве
- О гражданской религии
- Дени дидро (1713 – 1784)
- Учение о природе
- Учение о познании
- Учение о человеке
- Атеистическое учение
- Клод–адриан гельвеций (1715 – 1771)
- О воспитании
- Учение об обществе
- Поль-анри гольбах (1723 – 1789)
- Учение и природе. Материя и движение
- Учение о человеке
- Учение об обществе, политике и государстве
- Критика религии
- И. Кант о познании
- I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
- II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
- О различии между аналитическими и синтетическими суждениями
- Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы
- Общая задача чистого разума
- Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
- О человеке и обществе
- Автономия воли как высший принцип нравственности
- Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности
- Все императивы выражены через долженствование…
- Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
- Философия как наукоучение
- Человек. История. Общество.
- Изложение сущности философской системы
- Философия искусства
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
- Философия, ее сущность и специфика
- Бытие. Дух. Природа.
- Теория познания
- Диалектика
- Общество. История. Человек.
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- Сущность философского знания. Антропологический принцип в философии
- Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии
- Философия познания
- Философия религии
- Эстетические и этические воззрения
- Артур шопенгауэр (1788 – 1860)
- О философии
- О Канте, Гегеле, Фихте и Шеллинге
- Пессимизм
- О человеческой жизни
- Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855)
- О философии
- Человек как предмет философии
- Способы человеческого существования
- Фридрих ницше (1844 – 1900)
- О философии и философах
- Моя первая человеческая мудрость в том, что я позволяю себя обманывать, чтобы не быть настороже от обманщиков. (Там же. С. 103.) Воля к власти
- Учение о Сверхчеловеке
- О морали и религии
- О государстве
- О положительном знании и философии
- Закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий
- Социальная физика
- О пользе положительной философии и ее значении для морали
- Герберт спенсер (1820 – 1903)
- О философии
- Об эволюции
- § 98. Эволюция может быть двух родов: простая, когда она состоит только в интеграции, и сложная, когда сверх того происходят дополнительные изменения.
- Марксизм к. Маркс (1818-1883)
- Материалистическое понимание истории
- Отчужденный труд
- Тезисы о Фейербахе
- Материализм и эмпириокритицизм
- Материя и движение
- Русская философия п.Я. Чаадаев (1794-1856)
- Россия и Запад
- Мысли о русской истории
- Письмо а.С. Пушкина (1799-1837) к п.Я. Чаадаеву.
- 19 Окт. 1836г.
- А.И. Герцен (1812-1870)
- О философии
- Философия и наука
- О народе и России
- Ф.М. Достоевский (1821-1881)
- Россия и Запад
- О русском народе
- О родном языке и русской литературе
- О Русской идее
- В.С. Соловьёв (1856-1900)
- Личность и общество
- О патриотизме
- О нравственном прогрессе
- В.В. Розанов (1856-1919)
- О человеке и жизненных ценностях
- О революции и отечестве
- Н.А. Бердяев (1874-1948)
- О философии
- О человеке и мире
- О свободе
- О творчестве
- Об особенностях русской души
- О русской идее
- О предназначении России
- С.Л. Франк (1877-1950)
- О философии
- О культуре
- О духовности человека
- О патриотизме
- О революции
- Личность и общество
- И.А. Ильин (1883-1954)
- О духовном мире человека
- О Достоевском
- Философия XX века неопозитивизм и постпозитивизм
- Людвиг Витгенштейн (1889-1951) Критика традиционной философии. Формулировка философского метода
- Рудольф Карнап (1891-1970) Критика «метафизики»
- О роли логического анализа языка науки
- Карл Поппер (1902-1994). Отношение к «метафизике»
- Фальсифицируемость как критерий разграничения науки и метафизики
- Концепция «трех миров»
- Томас Кун (1922 -1996) «Нормальная» и «революционная» наука
- Имре Лакатос (1922 -1974) Методология научно-исследовательских программ
- Пауль Фейерабенд (1922 -1994). «Методологический анархизм»
- Принцип «контриндукции»
- Принцип пролиферации
- Неотомизм
- Этьен Жильсон (1884-197о) Вера и философия.
- Религия, философия и наука
- Жак Маритен (1882—1973)
- О моральном благе
- Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
- О роли и месте философии
- Феноменологический метод э. Гуссерля
- Психоанализ
- Зигмунд Фрейд (1856-1939) Учение о бессознательном.
- Коллективное бессознательное.
- Я. Оно. Сверх-я.
- Психоанализ и культура
- Альфред Адлер (1870-1937)
- Карл-Густав Юнг (1875-1961) Коллективное бессознательное. Архетипы
- Психологические типы
- Об источниках неврозов
- Эрих Фромм (1900-1980)
- Философия экзистенциализма
- Карл Ясперс (1883-1969) о философской вере
- Мартин Хайдеггер (1889-1976) Основные понятия метафизики
- Жан-Поль Сартр (1905-1980) Человек и его бытие
- Свобода человека...
- Об истине
- Альбер Камю (1913-1960) Абсурд и самоубийство
- Миф о Сизифе