logo
Antology_phylosophy

Человек. История. Общество.

"К основным стремлениям человека относится желание принять, кроме себя, разумные существа, ему подобные; их он может принять только при том условии, что вступает с ними в сообщество. Общественное стремление относится поэтому к основным стремлениям человека, человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречу самому себе, если он живет изолированно".

(Фихте И.Г. О назначений ученого // Соч.: в 2 -х т. – Т. .2. – СПб: Мифрил, 1993. С. 24.)

"Важно общество вообще не смешивать с особым эмпирически обусловленным родом общества, называемым государством., жизнь в государстве не принадлежит к абсолютным целям человека, "что бы ни говорил об этом один очень большой человек, но она есть средство, имеющее место лишь при определенных условиях для «основания совершенного общества; государство, как и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремится к своему собственному уничтожению: цель всякого правительства сделать правительство излишним". (Там же. С. 24)

…Философия учит нас все отыскивать в "Я". Впервые [c.69] через "Я" входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу. Единственно через человека распространяется господство правил вокруг него до границ его наблюдения, и насколько он продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония... В "Я" лежит верное ручательство того, что от него будут распространяться в бесконечность порядок и гармония там, где их еще нет; что одновременно с продвигающейся вперед культурой человека будет двигаться и культура вселенной. Все, что теперь еще бесформенно и беспорядочно, разрешится для человека в прекраснейший порядок, а то, что теперь уже гармонично, согласно законам, доселе еще не развитым, становится все гармоничнее. Человек будет вносить порядок в хаос и план в общее разрушение; через него и самое тление будет строить, и смерть будет призывать к новой, прекрасной жизни.

(Фихте И.Г. Избр. соч.: в 2-х т. – Т.1. С. 437-438)

Таков человек, если мы рассматриваем его только как наблюдающий ум, что же он есть, если мы мыслим его как практически деятельную способность? Он вкладывает не только необходимый порядок в вещи: он дает им также и тот, который он произвольно выбрал; там, где он ступает, пробуждается природа; под его взглядом готовится она [c.70] получить от него новое, более прекрасное создание. Уже его тело есть самое одухотворенное, что только могло образоваться из окружающей его материи; в его атмосфере воздух становится легче, климат мягче и природа проясняется Б надежде превратиться через него в жилище и хранительницу живых существ, человек предписывает сырому веществу организоваться по его идеалу и предоставить ему материал, в котором он нуждается". (Там же. С. 438)

Стесняйте, расстраивайте его планы! Вы можете задержать их, но что значит тысяча и тысяча лет в летописи человечества? Человек "пребывает и продолжает действовать и то, что кажется вам исчезновением, есть только расширение его сферы; что вам кажется смертью, есть его зрелость для высшей жизни. Краски его планов и внешние формы их могут для него исчезнуть, план же его останется тот же; в каждый момент своего существования он выхватывает и вводит в свой круг действия что-либо свое из внешней среды и не перестает выхватывать, доколе не поглотит всего в этом круге, доколе вся матерая не будет носить печать его действия и все духи не образуют единый дух с его духом. Таков каждый, кто может самому себе сказать: Я – человек. (Там же. С. 439-440) [c.71]

У каждого есть обязанность не только вообще желать быть полезным обществу, но и поправлять по мере сил своих разумения все свои старания к последней цели общества, именно все более облагораживать род человеческий, т.е. все более освобождать его от гнета природы, делать его все более самостоятельным н самодеятельным, и таким-то образом благодаря этому новому неравенству возникает новое равенство – именно однообразное развитие культуры во всех индивидуумах. (Фихте И.Г. О назначении ученого // Соч. Т. 2. С. 39-40)

...Человек должен быть тем, что он есть, просто потому, что он есть, то есть все, что он есть, должно быть отнесено к ею чистому « Я» ибо "сам человек есть цель – он должен сам определять себя и никогда не позволять определять себя посредством чего-нибудь постороннего; он должен быть тем, что он есть, так как он хочет этим быть и должен хотеть. (Там же. С. 14-15)

Каждый должен прийти к абсолютному соответствию с самим собой, вне себя, во всем, что для него существует, ибо только при условии этого соответствия он сам свободен и независим. Следовательно, прежде всего каждый должен жить в обществе и оставаться в нем, ибо вне его он не мог бы прийти к соответствию с собою, которое ему абсолютно [c.72] необходимо. Тот, кто обосабливается, потерял свою цель, и распространение нравственности для него совершенно безразлично. Кто хочет заботиться только о самом себе, в нравственном отношении заботится также не только о себе, ибо его конечной целью должна быть забота обо всем человеческом роде. Его добродетель – не добродетель, а рабский, жаждущий вознаграждения эгоизм". "Нам не поручено найти и создать для себя общество. Только путем действий, не путем мечтаний – только путем действий в обществе и для него доставляют ему удовольствие. (Там же. С. 234)

Мир есть не более как рассмотрение нашего собственного внутреннего действия, ставшее наглядным благодаря ясным законам разума, как просто интеллект в непостижимых пределах, в которые мы теперь заключены, – говорит трансцендентальная теория; и человеку нельзя ставить в вину, если при этом полном исчезновении Земли ему станет здесь жутко. Конечно, всякие пределы по своему происхождению непостижимы; но что тебе за дело до этого? – говорит практическая философия; значение их – наиболее ясное и наиболее достоверное из того, что есть, они суть твое определенное место в нравственном порядке вещей. То, что ты согласно ему воспринимаешь, имеет [c.73] реальность, единственное, что тебя касается и что существует для тебя; таково постоянное истолкование заповеди о долге, живое выражение того, что ты должен, поскольку ты вообще должен.

Наш мир, ставший наглядным материалом нашего долга, – это собственно реальное в вещах, действительное основное вещество всякого явления. Принуждение, с которым нам навязывается вера в реальность одного и того же, есть нравственное принуждение, единственное, которое возможно для свободного существа. Никто не может без унижения отказаться от своего нравственного предназначения в такой мере, чтобы, хотя бы в этих пределах, не сохранить его для будущего более высокого облагораживания. Таким образом, как результат нравственного порядка мира, принцип этой веры в реальность чувственного мира можно назвать действительно откровением. Наш долг – то, что проявляется в нем.

Но именно выведенная вера и есть вера целиком и полностью. Всякий живой и действующий нравственный порядок есть сам бог; мы не нуждаемся ни в каком другом боге и никакого другого не можем постичь. В разуме нет никакого основания исходить из того нравственного [c.74] порядка мира и посредством вывода от обоснованного к основе предполагать еще особое существо как причину этого порядка. (Фихте И.Г. Соч. – Т.5. С. 184-186)

Поэтому всякая вера в божественное, содержащее в себе нечто большее, чем понятие нравственного порядка, суть выдумка и суеверие, которые пусть и безвредны, но все же всегда недостойны разумного существа и в высшей степени сомнительны. Всякая вера, которая противоречит этому понятию нравственного порядка /которая хочет ввести безнравственный беспорядок, беззаконный произвол могущественного существа с помощью безрассудного волшебного средства/, – недостойное и совершенно губящее человека суеверие. (Там же. С. 394)

Не для праздного самосозерцания и размышления над самим собой и не для самоуслаждения своими благочестивыми чувствами, нет: -для деятельности существуешь ты; твое действование, и только оно одно, определяет твою ценность.

(Фихте И.Г. Назначение человека // Соч. – Т 2. С. 152) [c.75]

(Хрестоматия по философии. Книга 4. Немецкая классическая философия. Часть вторая. / Под редакцией проф. д.филос.н. Ивановой А.А. - Учебно-методическое пособие. -2-е изд. - М: ИПЦ МИТХТ, 2004.)

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)

Ф.В.Й. Шеллинг – представитель немецкого классического идеализма. В философской системе Шеллинга видное место занимают вопросы изучения диалектики природы. Шеллинг известен также как философ-иррационалист.

Основные труды: «Первый набросок системы философии природы», «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства».