logo
Antology_phylosophy

Проблема истины.

Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать. (Там же. С. 843.) [с.27]

Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать. И то познание, которое происходит через благодать, в свою очередь двояко: первый вид познания исключительно умозрителен, как то, когда некоторому лицу от­крываются некоторые божественные тайны; другой же род по­знания связан с чувством и производит любовь к Богу. И по­следнее есть особое свойство дара мудрости. (Там же. С. 843.)

Если что-либо относящееся к творениям совместно наблюдают философ и верующий, то их объяснения будут исходить из различных оснований. Ведь философ будет опираться в свои рассуждениях на собственные причины вещей, верующий же – на первопричину, т.е. он будет говорить "так дано в откровении", или: "это относится к славе Божией", или: "могущество Божие беспредельно". Отсюда вера, коль скоро она созерцает высочайшую причину, может быть названа высшей мудростью в соответствии со словами писания (Второзак., IV,6): "это есть мудрость ваша и разумение перед лицом народов". И потому человеческая мудрость берет на себя услужение этой мудрости, признавая ее превосходство. Отсюда понятно и то, почему божественная мудрость порой опирается на основоположения человеческой философии. В самом деле, даже у философов Первая Философия пользуется показаниями всех наук, чтобы сделать свой предмет яснее.

Из сказанного следует и то, почему обе дисциплины излагаются в различной последовательности. Ибо в философском учении, которое рассматривает творения в них самих и от них восходит к богопознанию, в самом начале рассматриваются творения и лишь в конце Бог; напротив, в вероучении, которое рассматривает творения лишь в их соотнесенности с Богом, в начале рассматривается Бог и затем творения. И такая последовательность более совершенна, ибо обнаруживает больше сходства с процессом [с.28]познания самого Бога: ведь Бог, познавая самого себя, через это созерцает и остальное. (Против язычников, II, 4.)

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4