logo
Antology_phylosophy

Учение об обществе, политике и государстве

Любовь к обществу – единственное чувство человека, развиваемое и культивируемое разумом. Создав человека существом, обладающим способностью чувствовать, природа вдохнула в него любовь к наслаждениям и страх перед страданиям. Общество является произведением природы, поскольку именно природа обуславливает жизнь человека в обществе. Любовь к обществу или чувство общественности, есть чувства вторичные, являющиеся плодом опыта и рассудка... (Там же. Т.2. С. 87‑88.)

...Когда говорят, что любовь к обществу – чувство общественное, это значит, что человек, стремясь к самосохранению и счастью, дорожит средствами, дающими ему возможность их обеспечить; рожденный со способностью чувствовать, он предпочитает хорошее дурному; будучи восприимчивым к опыту и способным к размышлению, он [c.135] поступает рассудительно, т.е. проявляет способность сравнивать, доставляемые ему общественной жизнью, с испытаниями, которые выпали ему на долю вне общества. На основе опыта, размышлений и сравнений человек предпочитает положение, которое обеспечивает ему сообразное с его сущностью приятное существование неприятному, беспокойному и лишающему его всякой помощи одиночеству. (Там же. С. 89.)

Если общество или те кто руководит его деятельностью, вместо того, чтобы обеспечить всем гражданам возможность использовать свои природные способности, стремится лишить их этой возможности; если правители принуждают граждан к бесполезным, мучительным и напрасным жертвам; если они ставят препоны работе граждан и их предприимчивости не дают им ни счастья, ни безопасности, – тогда человек перестает видеть в объединении какие-либо преимущества и либо покидает общество, либо остается в нем, не испытывая к нему прежней привязанности...он кончит тем, что проникнется к нему ненавистью, покинет его и даже будет ему вредить. Итак, именно в порочности общества причина испорченности его членов. (Там же. С.93‑94.)

Гражданин должен подчинить обществу свои желания, страсти, интересы; только при этом условии оно окажет [c.136] ему покровительство и поддержку в деле обеспечения тех преимуществ, на получении которых он может надеяться по справедливости ...ни один гражданин, ни одна группа граждан ни одно сословие какого-нибудь народа не вправе в нарушение справедливости добиваться для себя предпочтения перед всеми остальными. (Там же. С. 232.)

Если у народа нет твердых нравственных устоев, это говорит о том, что у него нерадивые развращенные правители. Праздность, распутство, многочисленные преступления, являются несомненными признаками того, что нацией плохо управляют... Просвещение народов должно быть самой важной заботой всякого правительства... Одни лишь тираны заинтересованы в тои, чтобы народ не имел ни знаний, ни разума, ни веры, ни воли; несправедливое правительство стремиться довести народ до состояния отупевших животных, тогда как просвещение дало бы ему возможность осознать свое жалкое положение и увидеть всю глубину своих несчастий; препятствия, чинимые народному образованию, являются неоспоримым свидетельством порочности систем управления и полнейшего нежелания властей управлять лучше. (Там же. С. 247‑248.)

Политика – это искусство управлять людьми и заставлять их содействовать осуществлению общего плана, [c.137] часто противоречащего склонностям, личным интересам и предрассудкам людей, умение подчинить их общественной воле, определяемой законом, – поистине высшее проявление мудрости наученной жизненным опытом или просвещенной философией. Лишь самая совершенная мудрость способна обеспечить различным пружинам государственного механизма ту степень напряжения, которую они могут выдержать; лишь самый глубокий разум может изобрести новые пружины, которыми время от времени необходимо заменять старые, когда последние в силу тех или иных обстоятельств перестают действовать эффективно. (Там же. С. 395‑396.)

Этика

Живи для себя, для своих ближних; углубись в самого себя; присмотрись затем к окружающим тебя разумным существам и оставь Богов, которые ничего не могут сделать для твоего счастья. Наслаждайся сам и давай насладиться другим ...Будь же счастлив, человек, природа зовет тебя к этому. Но помни, что ты не можешь быть счастливым в одиночку, я призываю к счастью наряду с тобой всех смертных; только сделав их счастливыми, ты будешь счастлив сам – такова воля судьбы; помни, что если ты [c.138] попытаешься уклониться от нее, ненависть, месть и угрызения совести всегда наготове, чтобы наказать тебя за нарушение ее бесповоротных повелений.

Поэтому, о человек, какое бы место ты не занимал в жизни, иди путем, который ты начертал себе для достижения доступного тебе счастья. Во имя гуманности не забывай о судьбе своих ближних; пусть твое сердце относится с состраданием к злополучиям других людей; пусть твоя щедрая рука будет готова к помощи несчастному, удрученному своей судьбой; помни, что может прийти и твой черед для несчастья и знай, что всякий несчастный вправе требовать от тебя участия.

Будь справедлив, потому что справедливость – опора человеческого рода... Будь воздержен, умерен, целомудрен, потому что целомудрие враг сладострастия, невоздержанности и излишества, которые разрушают твое здоровье и сделают тебя презренным в чужих глазах.

Будь гражданином, потому что твое отечество необходимо для твоей безопасности, твоих удовольствий, твоего благополучия. Будь верным и послушным законной власти, потому что она необходима для сохранения общества, в свою очередь необходимого для тебя самого. Повинуйся законам, потому что они – выражение общественной воли, [c.139] которой должна быть подчинена твоя частная воля. Защищай свою страну, потому что она делает тебя счастливым в ней – твое достояние и всех самых дорогих для тебя существ...

Одним словом, будь человеком, разумным существом, верным супругом, нежным отцом, справедливым хозяином, усердным гражданином; старайся служить родине своими силами, талантами, умением, добродетелями. ...Не жалуйся на свою судьбу. Такова совокупность истин, заключающихся в кодексе природы. (Там же. С. 675‑681.)

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4