logo
Antology_phylosophy

О Божественной сущности

Есть сущность наилучшая, и наибольшая, и высшая в отношении всего существующего... Она приведена к бытию /esse/ не с помощью какой-либо причины /causa/, но и существует не через ничто и не из ничего; и как можно помыслить ее как существующую через себя и из себя самой... созданное из ничего не было ничем до того, как возникло, в отношении разума создающего /at rationem facientis/... Этот разум /ratio/ вначале есть некое изречение вещей, подобно [с.18] тому как мастер сначала говорит про себя о том, что он будет делать... Это изречение высшей сущности /essential/ есть высшая сущность. Она во всем, и через все, и все через нее из нее, и через нее и в ней. Она без начала и без конца. Она есть во всяком месте и во всякое время, и что ее нет ни в каком месте и ни в какое время... Она не содержится в обычном перечне субстанций, и все же есть субстанция и неделимый Дух. Этот Дух существует просто /simpliciter/, a тварное в сравнении с ним не существует. Его речь есть то же, что есть он сам. Эта речь есть не многие слова, но есть одно Слово.

Это Слово – не подобие созданных вещей /similitudо factorum/, но истина сущности /veritas essential/. (Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М.: Канон, 1995. С. 35-36.)

Высший Дух сам себя речет равновечным Словом. Он одним Словом речет себя и то, что Он создал... Высший Дух своим Словом речет тварь... Слово существует от высшего Духа через рождение... Поистине Он есть родитель, а Оно – его порождение... Лучше говорить, что Сын есть сущность Отца, чем что Отец – Сына; и что подобном же образом Сын есть Отца сила /virtus/, и мудрость, и подобное... Под памятью подразумевается Отец, как под разумением – Сын, и каким образом Сын есть разумение или мудрость памяти, и память Отца, и память памяти...

Каким образом в высшем Духе есть только один Сын одного Отца в равной степени, и по отдельности, и в троих вместе? В это следует верить, хотя это и необъяснимо. То, что властвует над всеми, и правит всем, и есть единый Бог.

Разумная тварь создана для того, чтобы любить высшую сущность. Душа, о которая всегда любит ее, когда-нибудь обретет истинно блаженную жизнь. Презирающая Бога душа вечно несчастна. Всякая человеческая душа бессмертна. На высшую сущность следует надеется. В нее следует верить. (Там же. С. 36-37.) [с.19]