logo
Antology_phylosophy

О природе души.

...Душой называют первичное начало жизни во всем живущем в нашем мире, так что мы именуем живые существа "одушевленными" а мертвые вещи – "неодушевленными". Жизнь же обнаруживается преимущественно в двух родах деятельности, т.е. в познании и движении. <...> Душа не есть тело. Очевидно, что душа не есть любое начало жизненного действования; в противном случае душа была бы оком в качестве начала зрения и то же можно было бы сказать и о прочих орудиях души. Только первичное начало жизни мы называем душой. И вот, хотя некоторое тело и может быть в своем роде началом жизни, как-то: сердце есть начало жизни для животного, однако никакое тело не может быть первичным началом жизни. ...душа, которая есть первое начало жизни, есть не тело, но акт тела, подобно тому как тепло, которое есть начало разогревания, есть не тело, но некоторый акт тела. (Там же. С.843.)

Начало интеллектуальной деятельности, которое мы именуем человеческой душой, есть некоторое бестелесное и самосущее начало. Ведь очевидно, что через посредство интеллекта человек способен познавать природы всех тел. [с.30]<...> Человеческая душа, именуемая интеллектом или умом, есть нечто бестелесное и самосущее. (Там же. С.844.)

Интеллект есть некоторая потенция души, а не сама сущность последней. <...> Только в Боге интеллект ест его сущность... (Там же. С. 856.)