logo
Antology_phylosophy

Материализм и эмпириокритицизм

Точка зрения жизни, практики должна быть первой и [c.69] основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму, отбрасывая с порога бесконечные измышления профессорской схоластики. Конечно, при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько «неопределенен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют», и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма. Если то, что подтверждает наша практика; есть единственная, последняя, объективная истина, — то отсюда вытекает признание единственным путем к этой истине пути науки, стоящей на материалистической точке зрения. Например, Богданов соглашается признать за теорией денежного обращения Маркса объективную истинность только «для нашего вре­мени», называя «догматизмом» приписывание этой теории «надысторически-объективной» истинности («Эмпирио­монизм», книга III, стр. VII). Это опять путаница, Соответствия этой теории с практикой не могут изменить никакие будущие обстоятельства по той же простой при­чине, по которой вечна истина, что Наполеон умер 5-го мая 1821 года. Но так как критерий практики, — т. е. ход развития всех капиталистических стран за последние десятилетия, — доказывает только объективную истину всей общественно-экономической теории Маркса вообще, а не той или иной части, формулировки и т. п., то ясно, что толковать здесь о «догматизме» марксистов, значит делать непростительную уступку буржуазной экономии. Единственный вывод из того, разделяемого марксистами, мнения, что теория Маркса есть объективная истина, со­стоит в следующем: идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к объективной истине все больше и больше (никогда [c.70] не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи,( стр. 138-139)

Итак, человеческое мышление по природе своей спо­собно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каж­дого научного положения относительны, будучи то раз­двигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания.(стр. 131)

Диалектика, — как разъяснял еще Гегель, — вклю­чает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к релятивизму. Материалистическая диа­лектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относи­тельность всех наших знаний не в смысле отрицания объек­тивной истины, а в смысле исторической условности пре­делов приближения наших знаний к этой истине. (стр. 133)