logo search
Antology_phylosophy

Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354 – 430 гг.)

Философии Аврелия Августина, писавшего на латыни, суждено было предопределить темы и отчасти даже выводы западноевропейских философов на тысячу лет вперед. В его работах впервые из попытки выразить понимание [с.10] догматов веры возникает система христианской философии. Важнейшие темы мыслителя: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории. Августин впервые вводит положение о том, что вера и знание, различаясь, все же не исключают друг друга. Вера и разум находятся не просто в гармонии – они являются как бы ветвями одного корня, одной человеческой способности – способности к познанию. Человек, с одной стороны, – образ и подобие Божие, а с другой – существо греховное. Духовное состояние людей Августин метафорически выражает в образе двух «Градов»: Земного и Небесного. Жители первого живут по земным стандартам падшего человечества; жители небесного града живут, согласно заповедям Божиим. И если «гражданам» земного Града свойственно себялюбие, доходящее, до презрения к Богу, то жителей Града небесного отличает любовь к Богу, доходящая до самозабвения.

Самые известные произведения Августина: «Исповедь», «Монологи», «Против академиков», «О блаженной жизни», «О бессмертии души», «Об истинной религии» и «О граде Божием».