Психоанализ и культура
Принцип удовольствия господствует в начале нашей жизни, в детстве; но уже тогда этот принцип сталкивается с другим – принципом реальности. И тогда ребенку придется подчиняться нормам культуры и морали, действующим в обществе...
Большую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; мы бы были несравнимо счастливее, если бы от нее отказались и вернулись к первобытности. Я называю это утверждение поразительным, поскольку, как бы мы ни определяли понятие культуры, все же не вызывает сомнений, что все наши средства защиты от угрожающих страданий принадлежат именно культуре. Итак, культура вредна, потому что мешает удовлетворению изначальных биологических влечений...
Человеческая культура – я имею в виду то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных, причем я пренебрегаю различием между культурой и цивилизацией – обнаруживает перед наблюдателем, как известно, две стороны. Она охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно – для дележа добываемых благ. Оба эти направления культуры связаны между собой... примечательно, что, как мало бы ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать [c.33] его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ. Творения человека легко разрушимы, а наука и техника, созданные им, могут быть применены для его уничтожения.
Так создается впечатление, что культура есть нечто, навязанное противящемуся большинству меньшинством, которое ухитрилось завладеть средствами власти и насилия.
...Этому психологическому факту принадлежит определяющее значение при оценке человеческой культуры. Если в начале еще можно было думать, что главное в ней – это покорение природы ради получения жизненных благ и что грозящие ей опасности устранимы, то теперь центр тяжести переместился, по-видимому, с материального на душевное. (3. Фрейд. Будущее одной иллюзии. М. 1998. С. 95-97).
Таким образом культура есть определенная «плата» отдельного человека за выгоды совместной жизни; вместе с тем культура необходима обществу как средство подавления влечений отдельного человека в интересах большинства общества. Люди не имеют спонтанной любви к труду и требуется определенная доля насилия над теми, кто не хочет ради труда ограничивать свои влечения...
Новые поколения, воспитанные с любовью и приученные высоко ценить мысль, заблаговременно приобщенные к благодеяниям культуры, по-иному к ней и отнесутся, увидят в ней свое интимнейшее достояние, добровольно принесут ей жертвы, трудясь и отказываясь от удовлетворения своих влечений, как то необходимо для ее поддержания. Они смогут обойтись без принуждения и будут мало чем отличаться от своих вождей. А если ни одна культура до сих пор не располагала человеческими массами такого качества, то причина здесь в том, что ни одной культуре пока еще не удавалось создать такой порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, причем с самого детства.
Соответствующий эксперимент еще не осуществлен. (3. Фрейд. Недовольство культурой. М. 1992. С. 21-22).
...Мера интериоризации предписаний культуры популярно и ненаучно выражаясь, нравственный уровень ее участников, – не единственное духовное благо, которое надо принимать в расчет при оценке культуры. У нее было и другое богатство – идеалы и творения искусства. ...Другого рода удовлетворение доставляет представителям того или иного региона искусство. Искусство, как мы давно убедились, дает [c.34] эрзац-удовлетворение, компенсирующее древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым как ничто другое примеряет с принесенными им жертвами Кроме того, художественные создания, давая повод к: совместном)' переживанию высоко ценимых ощущений, вызывают чувства идентификации. -которых так остро нуждается всякий культурный круг служат они также и нарциссическому удовлетворению, когда впечатляющим образом? напоминают с себе в идеалах. (З. Фрейд. Сумерки богов. М. 1994. С. 101
- Античная философия
- Милетская школа.
- Фалес (ок. 625-547 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Теология
- Космология
- Геометрия
- Фалесу приписывают следующие изречения:
- Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Космогония
- О происхождении людей
- О человеке и душе
- Элейская школа
- Ксенофан (ок. 570 – после 478 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- О познании
- Фрагменты о природе
- Парменид (540-470 до н.Э.) «о природе»
- Зенон (ок. 490 – ок. 430 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении Жизнь
- Аргументы против возможности движения дихотомия
- Ахиллес
- Гераклит (VI – V вв. До н. Э.) Учение о природе. Стихийная диалектика
- Учение о познании.
- Учение о человеке, государстве. Этика Гераклита.
- Пифагор (ок. 580 – 500 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Начало – пол-целого дела
- Числу все вещи подобны,
- Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Учение о началах
- О причинах явлений
- О познании
- Космогония
- Фрагменты о природе
- Демокрит (род. Ок. 470 или 460 до н. Э. – ум. В глубокой старости.) Учение о бытии
- Учение о познании.
- Философия классической эпохи
- Софисты
- Протагор
- Фразимах
- Сократ (469-399 до н.Э.)
- Речь сократа на суде
- Платон (427 – 347 до н.Э.)
- Предназначение и смысл философии
- Учение об идеях
- Материя, идеи, чувственные вещи
- Космология
- Теория познания
- Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона [миф о пещере]
- [Учение о человеке и его бессмертной душе]
- Гиперурания, или о том, что над небесами
- Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз
- Учение о государстве
- Аристотель (384-322 до н.Э.)
- О философии
- Учение о бытии Критика теории эйдосов Платона
- Понятие сущего и сущности
- Понятие природы и материи
- Понятия движения, энергии, энтелехии
- Понятие причины
- Понятия души и мышления
- Картина мира как целого
- Гносеология. Тождество бытия и мышления. Категории
- Разум и чувства в познании
- Роль опыта в познании
- Доказательное знание и интуиция
- Учение о человеке Понятие человека. Природа человека
- Добродетель
- Проблема собственности
- Учение о государстве
- Философия эллинизма
- Эпикуреизм
- Эпикур (341-270 до н.Э.) Учение о бытии
- Тит лукреций кар (ок. 99-55 до н.Э.)
- Стоицизм
- Сенека (ок. 4–65 н.Э.) о блаженной жизни
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Марк аврелий (121 – 180) Жизнь
- Учение о мире
- Учение о человеке и счастливой жизни
- Скептицизм
- Секст-эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III в.) о наиболее общем различии между философами
- Что такое скепсис?
- О началах скепсиса
- Выставляет ли скептик догмы?
- Имеют ли скептики мировоззрение?
- Занимается ли скептик изучением природы?
- Отрицает ли скептик явление?
- О критерии скепсиса
- В чем состоит цель скепсиса?
- Неоплатонизм
- Плотин (ок. 203–269 н.Э.)
- Библейское послание Нагорная проповедь
- Патристика Квинт Септимий Флорент Тертуллиан ( 155 (65?) – 220 (40?) гг. Н.Э.)
- Cочинения о противоречии веры и разума и о вреде философии.
- О душе.
- Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354 – 430 гг.)
- О Боге и творении.
- О самопознании.
- Вера и разум.
- Время и вечность.
- Общество и история: учение о двух градах.
- Схоластика ансельм кентерберийский (1034 – 1109)
- О Божественной сущности
- О Божественной Троице
- Доказательство бытия Бога.
- Учение об истине.
- О свободе выбора.
- Фома Аквинский (1225-1274)
- Теология и философия.
- О двоякой природе наук и о теологии.
- Проблема истины.
- О доказательствах бытия Божия.
- О природе души.
- Почему в мире существует зло?
- Уильям Оккам (1280 – 1349)
- Об универсалиях.
- Философия эпохи Возрождения
- Николай Кузанский (1401-1464)
- Об «ученом незнании».
- Диалектика «максимума» и «минимума»: принцип совпадения противоположностей.
- Христианский неоплатонизм.
- Мистический пантеизм.
- Человек как малый мир («микрокосм»).
- Об уме и истине
- Эразм Роттердамский (1467-1536)
- Похвала глупости. Глупость – источник всякой жизни и наслаждений.
- Глупость – связующее начало всякого человеческого общества.
- Глупость говорит о философии и философах.
- Науками и искусствами люди обязаны жажде суетной славы.
- О счастьи.
- Никколо Макиавелли (1469 – 1527)
- ... Князь. О качествах, которыми должен обладать князь.
- Как должен вести себя князь, чтобы приобрести громкое имя.
- Мишель Эйкем де Монтень (1533 – 1592)
- Опыты. О человеческой гордыне и безрассудстве.
- О человеческом знании.
- Джордано Бруно (1548 – 1600)
- О бесконечности, вселенной и мирах. О видах познания.
- О бесконечности.
- Об источниках движения.
- О строении и составе тел.
- О множественности миров.
- О свободе воли.
- Френсис Бэкон (1561–1626)
- Учение о методе
- Учение об идолах
- Учение об опыте
- Политика
- Рационализм XVII-XVIII в.
- Рене декарт (1596 – 1650)
- Предмет философии и ее назначение
- Философское понимание природы, Бога, субстанции.
- Метод познания
- Мышление. Дуализм.
- Бенедикт спиноза (1632–1677)
- Основные философские положения
- О государстве
- Готфрид лейбниц (1646 – 1716)
- Материя и движение. Пространство и время.
- Учение о монадах. Субстанция. Душа.
- Учение о познании
- Психофизическая проблема
- Теодицея
- Идея всеобщей науки. Универсальная характеристика
- Британский эмпиризм XVII-XVIII в.
- Томас Гоббс (1588 – 1679)
- Назначение и смысл философии
- Теория познания
- Социальные взгляды
- Джон локк (1632 – 1704)
- Cочинения Опыт о человеческом разуме
- Социально-философские взгляды
- Джордж беркли (1665 – 1753)
- Учение о мире и познании
- Давид юм (1711 – 1776)
- Проблема причинности
- Скептицизм
- Шарль Монтескье (1689-1755)
- О духе законов о предрассудках и просвещении
- О Боге, творении и духе законов
- О войнах и видах законов
- О трех образах правления
- О политической свободе
- Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1695-1778)
- О Боге, атеизме и фанатизме
- О природе и движении
- Социально-политические взгляды
- О всеобщей морали
- О человеке
- Жюльен офре ламетри (1709 – 1751)
- Учение о материи
- Учение о человеке
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- Рассуждение о науках и искусствах
- О происхождении и основаниях неравенства между людьми
- О человеческой свободе и об общественном договоре
- О правительстве
- О гражданской религии
- Дени дидро (1713 – 1784)
- Учение о природе
- Учение о познании
- Учение о человеке
- Атеистическое учение
- Клод–адриан гельвеций (1715 – 1771)
- О воспитании
- Учение об обществе
- Поль-анри гольбах (1723 – 1789)
- Учение и природе. Материя и движение
- Учение о человеке
- Учение об обществе, политике и государстве
- Критика религии
- И. Кант о познании
- I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
- II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
- О различии между аналитическими и синтетическими суждениями
- Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы
- Общая задача чистого разума
- Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
- О человеке и обществе
- Автономия воли как высший принцип нравственности
- Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности
- Все императивы выражены через долженствование…
- Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
- Философия как наукоучение
- Человек. История. Общество.
- Изложение сущности философской системы
- Философия искусства
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
- Философия, ее сущность и специфика
- Бытие. Дух. Природа.
- Теория познания
- Диалектика
- Общество. История. Человек.
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- Сущность философского знания. Антропологический принцип в философии
- Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии
- Философия познания
- Философия религии
- Эстетические и этические воззрения
- Артур шопенгауэр (1788 – 1860)
- О философии
- О Канте, Гегеле, Фихте и Шеллинге
- Пессимизм
- О человеческой жизни
- Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855)
- О философии
- Человек как предмет философии
- Способы человеческого существования
- Фридрих ницше (1844 – 1900)
- О философии и философах
- Моя первая человеческая мудрость в том, что я позволяю себя обманывать, чтобы не быть настороже от обманщиков. (Там же. С. 103.) Воля к власти
- Учение о Сверхчеловеке
- О морали и религии
- О государстве
- О положительном знании и философии
- Закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий
- Социальная физика
- О пользе положительной философии и ее значении для морали
- Герберт спенсер (1820 – 1903)
- О философии
- Об эволюции
- § 98. Эволюция может быть двух родов: простая, когда она состоит только в интеграции, и сложная, когда сверх того происходят дополнительные изменения.
- Марксизм к. Маркс (1818-1883)
- Материалистическое понимание истории
- Отчужденный труд
- Тезисы о Фейербахе
- Материализм и эмпириокритицизм
- Материя и движение
- Русская философия п.Я. Чаадаев (1794-1856)
- Россия и Запад
- Мысли о русской истории
- Письмо а.С. Пушкина (1799-1837) к п.Я. Чаадаеву.
- 19 Окт. 1836г.
- А.И. Герцен (1812-1870)
- О философии
- Философия и наука
- О народе и России
- Ф.М. Достоевский (1821-1881)
- Россия и Запад
- О русском народе
- О родном языке и русской литературе
- О Русской идее
- В.С. Соловьёв (1856-1900)
- Личность и общество
- О патриотизме
- О нравственном прогрессе
- В.В. Розанов (1856-1919)
- О человеке и жизненных ценностях
- О революции и отечестве
- Н.А. Бердяев (1874-1948)
- О философии
- О человеке и мире
- О свободе
- О творчестве
- Об особенностях русской души
- О русской идее
- О предназначении России
- С.Л. Франк (1877-1950)
- О философии
- О культуре
- О духовности человека
- О патриотизме
- О революции
- Личность и общество
- И.А. Ильин (1883-1954)
- О духовном мире человека
- О Достоевском
- Философия XX века неопозитивизм и постпозитивизм
- Людвиг Витгенштейн (1889-1951) Критика традиционной философии. Формулировка философского метода
- Рудольф Карнап (1891-1970) Критика «метафизики»
- О роли логического анализа языка науки
- Карл Поппер (1902-1994). Отношение к «метафизике»
- Фальсифицируемость как критерий разграничения науки и метафизики
- Концепция «трех миров»
- Томас Кун (1922 -1996) «Нормальная» и «революционная» наука
- Имре Лакатос (1922 -1974) Методология научно-исследовательских программ
- Пауль Фейерабенд (1922 -1994). «Методологический анархизм»
- Принцип «контриндукции»
- Принцип пролиферации
- Неотомизм
- Этьен Жильсон (1884-197о) Вера и философия.
- Религия, философия и наука
- Жак Маритен (1882—1973)
- О моральном благе
- Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
- О роли и месте философии
- Феноменологический метод э. Гуссерля
- Психоанализ
- Зигмунд Фрейд (1856-1939) Учение о бессознательном.
- Коллективное бессознательное.
- Я. Оно. Сверх-я.
- Психоанализ и культура
- Альфред Адлер (1870-1937)
- Карл-Густав Юнг (1875-1961) Коллективное бессознательное. Архетипы
- Психологические типы
- Об источниках неврозов
- Эрих Фромм (1900-1980)
- Философия экзистенциализма
- Карл Ясперс (1883-1969) о философской вере
- Мартин Хайдеггер (1889-1976) Основные понятия метафизики
- Жан-Поль Сартр (1905-1980) Человек и его бытие
- Свобода человека...
- Об истине
- Альбер Камю (1913-1960) Абсурд и самоубийство
- Миф о Сизифе