II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
Речь идет о признаке, по которому мы можем с уверенностью отличить чистое знание от эмпирического. Хотя мы из опыта и узнаем, что объект обладает теми или иными свойствами, но мы не узнаем при этом, что он не может быть иным. Поэтому, во-первых, если имеется положение, которое мыслится вместе с его необходимостью, то это априорное суждение; если к тому же это положение выведено исключительно из таких, которые сами в свою очередь необходимы, то оно безусловно априорное положение. Во-вторых, опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции), так [c.7]что это должно, собственно, означать следующее: насколько нам до сих пор известно, исключений из того или иного правила не встречается. Следовательно, если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т. е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение. Стало быть, эмпирическая всеобщность есть липа произвольное повышение значимости суждения с той степени, когда оно имеет силу для большинства случаев, на ту степень, когда оно имеет силу для всех случаев, как, например, в положениивсе тела имеют тяжесть. Наоборот, там, где строгая всеобщность принадлежит суждению по существу, она указывает на особый познавательный источник суждения, а именно на способность к априорному знанию. Итак, необходимость и строгая всеобщность суть верные признаки априорного знания и неразрывно связаны друг с другом. Однако, пользуясь этими признаками, подчас бывает легче обнаружить случайность суждения, чем эмпирическую ограниченность его, а иногда, наоборот, более ясной бывает неограниченная всеобщность, приписываемая нами суждению, чем необходимость его; поэтому полезно применять отдельно друг от друга эти критерии, из которых[c.8]каждый безошибочен сам по себе.
Нетрудно доказать, что человеческое знание действительно содержит такие необходимые и в строжайшем смысле всеобщие, стало быть, чистые априорные суждения. Если угодно найти пример из области наук, то стоит лишь указать на все положения математики; если угодно найти пример из применения самого обыденного рассудка, то этим может служить утверждение, что всякое изменение должно иметь причину; в последнем суждении само понятие причины с такой очевидностью содержит понятие необходимости связи с действием и строгой всеобщности правила, что оно совершенно сводилось бы на нет, если бы мы вздумали, как это делает Юм, выводить его из частого присоединения того, что происходит, к тому, что ему предшествует, и из возникающей отсюда привычки (следовательно, чисто субъективной необходимости) связывать представления. <...> Впрочем, здесь мы можем довольствоваться тем, что указали как на факт на чистое применение нашей познавательной способности вместе с ее признаками. Однако не только в суждениях, но даже и в понятиях обнаруживается априорное происхождение некоторых из них. Отбрасывайте постепенно от вашего эмпирического [c.9]понятия тела все, что есть в нем эмпирического: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость; тогда все же останется пространство, которое тело (теперь уже совершенно исчезнувшее) занимало и которое вы не можете отбросить. Точно так же если вы отбросите от вашего эмпирического понятия какого угодно телесного или нетелесного объекта все свойства, известные вам из опыта, то все же вы не можете отнять у него то свойство, благодаря которому вы мыслите его каксубстанциюили как нечто присоединенное к субстанции (хотя это понятие обладает большей определенностью, чем понятие объекта вообще). Поэтому вы должны под давлением необходимости, с которой вам навязывается это понятие, признать, что оно a priori пребывает в нашей познавательной способности. (И. Кант. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. С. 32-34)
...Некоторые знания покидают даже сферу всякого возможного опыта и с помощью понятий, для которых в опыте нигде не может быть дан соответствующий предмет, расширяют, как нам кажется, объем наших суждений за рамки всякого опыта.
Именно к области этого рода знаний, которые выходят за пределы чувственно воспринимаемого мира, где опыт [c.10]не может служить ни руководством, ни средством проверки, относятся исследования нашего разума, которые мы считаем по их важности гораздо более предпочтительными и по их конечной цели гораздо более возвышенными, чем все, чему рассудок может научиться в области явлений. Мы при этом скорее готовы пойти на что угодно, даже с риском заблудиться, чем отказаться от таких важных исследований из-за какого-то сомнения или пренебрежения и равнодушия к ним. Эти неизбежные проблемы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие. А наука, конечная цель которой-с помощью всех своих средств добиться лишь решения этих проблем, называется метафизикой; ее метод вначале догматичен, т. е. она уверенно берется за решение [этой проблемы] без предварительной проверки способности или неспособности разума к такому великому начинанию.
- Античная философия
- Милетская школа.
- Фалес (ок. 625-547 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Теология
- Космология
- Геометрия
- Фалесу приписывают следующие изречения:
- Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
- О начале
- Космогония
- О происхождении людей
- О человеке и душе
- Элейская школа
- Ксенофан (ок. 570 – после 478 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- О познании
- Фрагменты о природе
- Парменид (540-470 до н.Э.) «о природе»
- Зенон (ок. 490 – ок. 430 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении Жизнь
- Аргументы против возможности движения дихотомия
- Ахиллес
- Гераклит (VI – V вв. До н. Э.) Учение о природе. Стихийная диалектика
- Учение о познании.
- Учение о человеке, государстве. Этика Гераклита.
- Пифагор (ок. 580 – 500 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Начало – пол-целого дела
- Числу все вещи подобны,
- Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
- Учение о началах
- О причинах явлений
- О познании
- Космогония
- Фрагменты о природе
- Демокрит (род. Ок. 470 или 460 до н. Э. – ум. В глубокой старости.) Учение о бытии
- Учение о познании.
- Философия классической эпохи
- Софисты
- Протагор
- Фразимах
- Сократ (469-399 до н.Э.)
- Речь сократа на суде
- Платон (427 – 347 до н.Э.)
- Предназначение и смысл философии
- Учение об идеях
- Материя, идеи, чувственные вещи
- Космология
- Теория познания
- Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона [миф о пещере]
- [Учение о человеке и его бессмертной душе]
- Гиперурания, или о том, что над небесами
- Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз
- Учение о государстве
- Аристотель (384-322 до н.Э.)
- О философии
- Учение о бытии Критика теории эйдосов Платона
- Понятие сущего и сущности
- Понятие природы и материи
- Понятия движения, энергии, энтелехии
- Понятие причины
- Понятия души и мышления
- Картина мира как целого
- Гносеология. Тождество бытия и мышления. Категории
- Разум и чувства в познании
- Роль опыта в познании
- Доказательное знание и интуиция
- Учение о человеке Понятие человека. Природа человека
- Добродетель
- Проблема собственности
- Учение о государстве
- Философия эллинизма
- Эпикуреизм
- Эпикур (341-270 до н.Э.) Учение о бытии
- Тит лукреций кар (ок. 99-55 до н.Э.)
- Стоицизм
- Сенека (ок. 4–65 н.Э.) о блаженной жизни
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Марк аврелий (121 – 180) Жизнь
- Учение о мире
- Учение о человеке и счастливой жизни
- Скептицизм
- Секст-эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III в.) о наиболее общем различии между философами
- Что такое скепсис?
- О началах скепсиса
- Выставляет ли скептик догмы?
- Имеют ли скептики мировоззрение?
- Занимается ли скептик изучением природы?
- Отрицает ли скептик явление?
- О критерии скепсиса
- В чем состоит цель скепсиса?
- Неоплатонизм
- Плотин (ок. 203–269 н.Э.)
- Библейское послание Нагорная проповедь
- Патристика Квинт Септимий Флорент Тертуллиан ( 155 (65?) – 220 (40?) гг. Н.Э.)
- Cочинения о противоречии веры и разума и о вреде философии.
- О душе.
- Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354 – 430 гг.)
- О Боге и творении.
- О самопознании.
- Вера и разум.
- Время и вечность.
- Общество и история: учение о двух градах.
- Схоластика ансельм кентерберийский (1034 – 1109)
- О Божественной сущности
- О Божественной Троице
- Доказательство бытия Бога.
- Учение об истине.
- О свободе выбора.
- Фома Аквинский (1225-1274)
- Теология и философия.
- О двоякой природе наук и о теологии.
- Проблема истины.
- О доказательствах бытия Божия.
- О природе души.
- Почему в мире существует зло?
- Уильям Оккам (1280 – 1349)
- Об универсалиях.
- Философия эпохи Возрождения
- Николай Кузанский (1401-1464)
- Об «ученом незнании».
- Диалектика «максимума» и «минимума»: принцип совпадения противоположностей.
- Христианский неоплатонизм.
- Мистический пантеизм.
- Человек как малый мир («микрокосм»).
- Об уме и истине
- Эразм Роттердамский (1467-1536)
- Похвала глупости. Глупость – источник всякой жизни и наслаждений.
- Глупость – связующее начало всякого человеческого общества.
- Глупость говорит о философии и философах.
- Науками и искусствами люди обязаны жажде суетной славы.
- О счастьи.
- Никколо Макиавелли (1469 – 1527)
- ... Князь. О качествах, которыми должен обладать князь.
- Как должен вести себя князь, чтобы приобрести громкое имя.
- Мишель Эйкем де Монтень (1533 – 1592)
- Опыты. О человеческой гордыне и безрассудстве.
- О человеческом знании.
- Джордано Бруно (1548 – 1600)
- О бесконечности, вселенной и мирах. О видах познания.
- О бесконечности.
- Об источниках движения.
- О строении и составе тел.
- О множественности миров.
- О свободе воли.
- Френсис Бэкон (1561–1626)
- Учение о методе
- Учение об идолах
- Учение об опыте
- Политика
- Рационализм XVII-XVIII в.
- Рене декарт (1596 – 1650)
- Предмет философии и ее назначение
- Философское понимание природы, Бога, субстанции.
- Метод познания
- Мышление. Дуализм.
- Бенедикт спиноза (1632–1677)
- Основные философские положения
- О государстве
- Готфрид лейбниц (1646 – 1716)
- Материя и движение. Пространство и время.
- Учение о монадах. Субстанция. Душа.
- Учение о познании
- Психофизическая проблема
- Теодицея
- Идея всеобщей науки. Универсальная характеристика
- Британский эмпиризм XVII-XVIII в.
- Томас Гоббс (1588 – 1679)
- Назначение и смысл философии
- Теория познания
- Социальные взгляды
- Джон локк (1632 – 1704)
- Cочинения Опыт о человеческом разуме
- Социально-философские взгляды
- Джордж беркли (1665 – 1753)
- Учение о мире и познании
- Давид юм (1711 – 1776)
- Проблема причинности
- Скептицизм
- Шарль Монтескье (1689-1755)
- О духе законов о предрассудках и просвещении
- О Боге, творении и духе законов
- О войнах и видах законов
- О трех образах правления
- О политической свободе
- Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1695-1778)
- О Боге, атеизме и фанатизме
- О природе и движении
- Социально-политические взгляды
- О всеобщей морали
- О человеке
- Жюльен офре ламетри (1709 – 1751)
- Учение о материи
- Учение о человеке
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- Рассуждение о науках и искусствах
- О происхождении и основаниях неравенства между людьми
- О человеческой свободе и об общественном договоре
- О правительстве
- О гражданской религии
- Дени дидро (1713 – 1784)
- Учение о природе
- Учение о познании
- Учение о человеке
- Атеистическое учение
- Клод–адриан гельвеций (1715 – 1771)
- О воспитании
- Учение об обществе
- Поль-анри гольбах (1723 – 1789)
- Учение и природе. Материя и движение
- Учение о человеке
- Учение об обществе, политике и государстве
- Критика религии
- И. Кант о познании
- I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
- II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
- О различии между аналитическими и синтетическими суждениями
- Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы
- Общая задача чистого разума
- Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
- О человеке и обществе
- Автономия воли как высший принцип нравственности
- Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности
- Все императивы выражены через долженствование…
- Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
- Философия как наукоучение
- Человек. История. Общество.
- Изложение сущности философской системы
- Философия искусства
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
- Философия, ее сущность и специфика
- Бытие. Дух. Природа.
- Теория познания
- Диалектика
- Общество. История. Человек.
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- Сущность философского знания. Антропологический принцип в философии
- Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии
- Философия познания
- Философия религии
- Эстетические и этические воззрения
- Артур шопенгауэр (1788 – 1860)
- О философии
- О Канте, Гегеле, Фихте и Шеллинге
- Пессимизм
- О человеческой жизни
- Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855)
- О философии
- Человек как предмет философии
- Способы человеческого существования
- Фридрих ницше (1844 – 1900)
- О философии и философах
- Моя первая человеческая мудрость в том, что я позволяю себя обманывать, чтобы не быть настороже от обманщиков. (Там же. С. 103.) Воля к власти
- Учение о Сверхчеловеке
- О морали и религии
- О государстве
- О положительном знании и философии
- Закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий
- Социальная физика
- О пользе положительной философии и ее значении для морали
- Герберт спенсер (1820 – 1903)
- О философии
- Об эволюции
- § 98. Эволюция может быть двух родов: простая, когда она состоит только в интеграции, и сложная, когда сверх того происходят дополнительные изменения.
- Марксизм к. Маркс (1818-1883)
- Материалистическое понимание истории
- Отчужденный труд
- Тезисы о Фейербахе
- Материализм и эмпириокритицизм
- Материя и движение
- Русская философия п.Я. Чаадаев (1794-1856)
- Россия и Запад
- Мысли о русской истории
- Письмо а.С. Пушкина (1799-1837) к п.Я. Чаадаеву.
- 19 Окт. 1836г.
- А.И. Герцен (1812-1870)
- О философии
- Философия и наука
- О народе и России
- Ф.М. Достоевский (1821-1881)
- Россия и Запад
- О русском народе
- О родном языке и русской литературе
- О Русской идее
- В.С. Соловьёв (1856-1900)
- Личность и общество
- О патриотизме
- О нравственном прогрессе
- В.В. Розанов (1856-1919)
- О человеке и жизненных ценностях
- О революции и отечестве
- Н.А. Бердяев (1874-1948)
- О философии
- О человеке и мире
- О свободе
- О творчестве
- Об особенностях русской души
- О русской идее
- О предназначении России
- С.Л. Франк (1877-1950)
- О философии
- О культуре
- О духовности человека
- О патриотизме
- О революции
- Личность и общество
- И.А. Ильин (1883-1954)
- О духовном мире человека
- О Достоевском
- Философия XX века неопозитивизм и постпозитивизм
- Людвиг Витгенштейн (1889-1951) Критика традиционной философии. Формулировка философского метода
- Рудольф Карнап (1891-1970) Критика «метафизики»
- О роли логического анализа языка науки
- Карл Поппер (1902-1994). Отношение к «метафизике»
- Фальсифицируемость как критерий разграничения науки и метафизики
- Концепция «трех миров»
- Томас Кун (1922 -1996) «Нормальная» и «революционная» наука
- Имре Лакатос (1922 -1974) Методология научно-исследовательских программ
- Пауль Фейерабенд (1922 -1994). «Методологический анархизм»
- Принцип «контриндукции»
- Принцип пролиферации
- Неотомизм
- Этьен Жильсон (1884-197о) Вера и философия.
- Религия, философия и наука
- Жак Маритен (1882—1973)
- О моральном благе
- Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
- О роли и месте философии
- Феноменологический метод э. Гуссерля
- Психоанализ
- Зигмунд Фрейд (1856-1939) Учение о бессознательном.
- Коллективное бессознательное.
- Я. Оно. Сверх-я.
- Психоанализ и культура
- Альфред Адлер (1870-1937)
- Карл-Густав Юнг (1875-1961) Коллективное бессознательное. Архетипы
- Психологические типы
- Об источниках неврозов
- Эрих Фромм (1900-1980)
- Философия экзистенциализма
- Карл Ясперс (1883-1969) о философской вере
- Мартин Хайдеггер (1889-1976) Основные понятия метафизики
- Жан-Поль Сартр (1905-1980) Человек и его бытие
- Свобода человека...
- Об истине
- Альбер Камю (1913-1960) Абсурд и самоубийство
- Миф о Сизифе