logo search
Antology_phylosophy

Учение о началах

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ. Анаксагор, сын Гегесибула или Эвбула, клазоманец. Он был слушателем Анаксимена и впервые присоединил к материи ум, начав свое сочинение – а оно написано приятным и исполненным величия слогом – так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел ум и их упорядочил». Поэтому его прозвали «умом», и Типмон в «Силлах» говорит о нем так:

Анаксагор, отважный герой, – Умом его звали

Ибо учил он, что Ум, от спячки внезапно проснувшись,

Все воедино связал, что прежде в смешении было.

Он отличался не только знатоностью рода и богатством, но и высокомудрием, поскольку, отказался от наследственного имения в пользу родственников. Те обвиняли его в том, что он о нем не заботится, а он им и говорит: «Ну так позаботьтесь вы», – и в конце концов удалился от дел и предался умозрению природы, не интересуясь общественными делами, а в ответ на чей-то упрек «Тебе нет дела до родины» – сказал: «Типун тебе на язык! Мне до родины еще как есть дело!» – и указал перстом на небо. (Там же. С. 505.)

ГАРПОКРАТИОН. Анаксагор-софист [= «философ»], сын Гегесибула, клазоменец, ученик милетца Анаксимена. Его прозвали «Ум», так как он считал [с.28] [началами] материю и всеконтролирующий Ум. Ему принадлежит определение Солнца как раскаленной «глыбы». (Там же. С. 507.)

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Анаксагор, сын Гегесибула, клазоменец, примкнув к философии Анаксимена, первым реформировал воззрения о началах и восполнил недостающую причину. При этом телесных начал он принял бесконечно много: по его мнению, все подобочастные, как-то: вода, огонь или золото, безначальны и неуничтожимы, а их видимое (феноменальное) возникновение и уничтожение всецело обусловлены соединением и разделением [частиц], причем все [подобочастные] содержатся во всех, но каждое характеризуется по тому, что в нем преобладает. Так, золотом феноменально является то, в чем много золота, хотя при этом в нем содержится все. Действительно Анаксагор говорит, что «во всем содержится доля всего» и «чего в каждой отдельной вещи больше всего содержится, тем она с наибольшей ясноразличимостью была и есть». Анаксагор учит сходно с Анаксимандром... Но только Анаксагор присовокупил в качестве причины движения и возникновения Ум, разделяясь под действием которого [подобочастные вещества] и породили миры (космосы) и все остальные существа. «При таком толковании, – говорит [Теофраст], – можно было бы считать, что Анаксагор принимает бесконечное число материальных начал и одну причину движения и возникновения – Ум. но если истолковать смесь всех вещей как единую субстанцию, неопределенную и по виду [= качественно] и по величине, то выходит, что он полагает два начала: природу бесконечного и Ум, так что телесные элементы, как видим, он рассматривает сходно с Анаксимандром».

ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей: После него [-Анаксимена] был Анаксагор, сын Гегесибула, клазоменец. Он считал началом всего ум и материю: ум – как творящую причину, материю – как становящуюся. Все вещи были вперемешку, а ум пришел и упорядочил. Материальные начала, по его словам, бесконечны [по числу], и малость их тоже бесконечна. Все вещи были приведены в движение умом, и подобное сошлось с подобным. Часть из них под действием кругового движения получила постоянное место на небе: плотное, влажное, темное, холодное и все тяжелое сошлись в середину (когда они затвердели, из них возникла земля), а то, что этому противоположное: горячее, светлое, сухое и легкое, устремилось в даль эфира. (Там же. С. 514-515.)

Об уме

ПЛАТОН. Кратил: [Этимология слова «справедливое»]. Другой говорит, что «справедливое» – это то, о чем говорит Анаксагор, т.е. Ум, так как Ум, по его словам, будучи самовластным и не смешанным ни с чем, упорядочивает все вещи, проходя насквозь через все.

АРИСТОТЕЛЬ. О душе: [Анаксагор] полагает ум началом по преимуществу: из всех сущих только его одного он признает простым, беспримесным и чистым. Причем он приписывает одному и тому же началу обе [способности], как познания, так и движения, полагая, что Ум привел в движение Вселенную.

АРИСТОТЕЛЬ. Физика: Поэтому Анаксагор правильно считает Ум нестрадательным и беспримесным, раз он признает его причиной движения: только в [с.29] том случае он может двигать, если сам недвижим, и [только в том случае] господствовать [над материей], если сам не смешан [с ней]. Ср.: АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика: Что действительность предшествует [во времени возможности] – тому свидетель Анаксагор: Ум есть действительность (энергия). (Там же. С. 520.)