logo search
Antology_phylosophy

Сущность философского знания. Антропологический принцип в философии

Существенным объектом философии является природа – непосредственный предмет созерцания. Философия – это познание природы как отличной от духа сущности, познание, обусловленное экспериментом, наблюдением, опытом; опыт – дело самой философии, всеобщая задача маслящего человечества. (Фейербах Л. История философии Нового времени // Соч. Т.1. – М., 1967. С. 81)

Мое учение может быть выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, являющееся причиной или основой человека кому он обязан своим происхождением и существованием, есть не БОГ – мистическое, [c.135] неопределенное слово (не более того), а ПРИРОДА – слово и сущность ясные, чувственные, не эфемерные, недвусмысленные. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – ЧЕЛОВЕК. ...Бессознательное существо – первое существо, но первое по времени, а не по рангу, физически, но не морально первое существо. Сознательное, человеческое существо есть второе по времени своего возникновения, но по рангу оно – первое существо. Это мое учение, поскольку оно имеет своим последним пунктом природу, апеллирует к ее истинности, выдвигает ее против теологии и традиционной философии, но в связи с положительным, историческим предметом: естественной религией, ибо я развиваю все свои учения и мысли не в голубом тумане абстракции, а на твердой почве исторических, не зависимых от моего мышления предметов и явлений... (Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Избранные философские произведения. Т. 2. – М., 1955. С. 515)