logo
Практикум по истории западноевропейской философ

[Вера и наука]

...Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человече­ском разуме, существовала некоторая наука, основанная на Бо­жественном откровении; это было необходимо прежде всего по­тому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью. Между тем цель эта не поддается постижению разумом; в соответствии со словами Исайи (гл. 64, ст. 4): «Око не зрело, Боже, помимо тебя, что уготовал ты любящим тебя». Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через Божественное откровение.

Притом даже и то знание о Боге, которое может быть добы­то человеческим разумом, по необходимости должно было быть преподано человеку через Божественное откровение: ибо исти­на о Боге, отысканная человеческим разумом, была бы доступ­на немногим, притом с примесью многочисленных заблужде­ний, между тем как от обладания этой истиной целиком зави­сит спасение человека, каковое обретается в Боге. Итак, для того чтобы люди достигли спасения и с большим успехом, и с большей уверенностью, необходимо было, чтобы относящиеся к Богу истины Богом же и были преподаны в откровении.

Итак, было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены на­укой, священной и основанной на откровении (Сумма теол., I, q.l, l с).

...Священное учение есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждут­ся на основоположениях, непосредственно отысканных естест­венной познавательной способностью, как-то: арифметика, гео­метрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и при­том высшей, дисциплины; так, теория перспективы зиждется на основоположениях, выясненных геометрией, а теория музы­ки—на основоположениях, выясненных арифметикой. Свя-

347

щенное учение есть такая наука, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; последняя есть то знание, которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства. Итак, подобно тому как теория музыки принимает на веру основоположения, пере­данные ей арифметикой, совершенно так же Священное уче­ние принимает на веру основоположения, преподанные ей Богом (Сумма теол., I, q. l, l ad 2).

Эта наука (теология) может взять нечто от философских дис­циплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положе­ний. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение. Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам, подобно тому как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке воен­ного дела. И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания: последнюю легче вести от тех предметов, которые открыты ес­тественному разуму, источнику прочих наук, к тем предметам, которые превыше разума и о которых трактует наша наука (Сум­ма теол., I, q. l, 5 ad 2).