logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Гераклит эфесский

Подробности жизни Гераклита, рожденного в соседнем с Ми-летом полисе Эфесе, нам практически неведомы. Известно лишь, что жил он в середине VI—начале V вв. до нашей эры. Его акмэ (сорокалетие) приходится на 504—501 гг. Судя по упоминани­ям, он принадлежал к знатному царско-жреческому роду, одна­ко отказался от своих прав и привилегий в пользу брата, а сам вел довольно замкнутый, и даже отшельнический образ жизни, последние годы свои проведя в горах, в пещере.

Видимо, Гераклит обладал очень высокой самооценкой, счи­тая, что только ему открылось божественное знание о мире, только он постиг истинный смысл существования Вселенной, общества, человека. Об этом свидетельствует его резкая крити­ка предшествующих и современных Гераклиту древнегреческих мудрецов — Гомера, Гесиода, Пифагора, Ксенофана, Архилоха. По его мнению все они недостойны высокого звания «мудрых», ибо не постигли того, что понял сам Гераклит. Вообще, эфес-ский мыслитель считал, что он выполняет как бы роль оракула, устами которого глаголет сама Мудрость, имеющего право по­рицать и общепризнанных в эллинском мире мыслителей, и уж тем более простых эллинов, заботящихся только о хлебе насущ­ном и даже не помышляющих о необходимости приобщения к высшему знанию. Именно в этом смысле следует понимать его знаменитый афоризм: «Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — бренным вещам, а большинство обжирается как скоты». И в данном случае Гераклит как бы символизирует собой древнегреческое понимание фигуры философа — отре­шенного от земных бренных проблем, занятого лишь одним — поиском истины.

Что же считал Гераклит высшим знанием?

Важнейшим понятием в философских размышлениях Герак­лита следует считать Логос. В древнегреческом языке в VI— V вв. до нашей эры это понятие имело более двадцати различ­ных значений — от значений «слово», «рассказ», «повествование» до математического соотношения двух величин. В понимании Гераклита Логос существует вечно и все в мире происходит согласно Логосу. По сути дела, гераклитовский Логос — это некий абстрактный всемирный закон, который управляет миром и людьми, царствует во Вселенной. Логос проявляется везде — в природе, в обществе, в умах и душах людей. Большинство людей не понимают этой единой природы своего существова-

35

ния и потому достойны всяческого порицания. Тем не менее люди способны его понять, но не могут или же не хотят и тем более заслуживают презрения.

Суть же самого Логоса раскрывается Гераклитом в несколь­ких принципах. Первый и важнейший из них — это, если гово­рить современным языком, принцип борьбы и единства противо­положностей. По мнению Гераклита, весь мир соткан из бесчисленного числа противоположностей, противоречий, противоборствующих сил и тенденций. «Война (Полемос), — говорит он, — отец всех и царь всех: одних она явила богами, других — людьми, одних сотворила рабами, других — свобод­ными». «Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно».

Борьба противоположностей, таким образом источник и ус­ловие всякого развития, всякого движения. При этом отрицаю­щие друг друга противоположности существуют в необходимом единстве, и только это единство противоположностей создает гармонию мира.

Второй принцип, присущий Логосу, — принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, иначе говоря, принцип всеоб­щего развития. Практически каждому школьнику известно зна­менитое выражение Гераклита — «все течет». Наблюдение над самым обыденным явлением — течением реки — позволило Ге­раклиту сделать гениальный вывод о бесконечном развитии и изменчивости всего сущего. Именно так следует понимать его слова: «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды». Ибо ничего в мире нет абсо­лютно покойного, абсолютно постоянного, может быть, кроме собственно самого развития.

С двумя предыдущими принципами необходимо связан и тре­ тий принцип Логоса, как всемирного закона, — принцип отно­ сительности. Все в мире относительно — эту популярную ныне мысль можно было бы вполне приписать Гераклиту, если бы он ее высказал столь дословно. Но у Гераклита она выражена опять же опосредовано, опять же в виде неких афоризмов. «Море, — говорил он, — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питье­ вая и спасительная, людям негодная для питья и губительная». «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». «Бессмертные смертны, смертные бессмер­ тны, [одни] живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают». \

36

Иначе говоря — весь мир наполнен противоположностями и их переходом друг в друга; взаимоотношение противоположно­стей (борьба и единство) определяют собой всеобщее развитие, что, в свою очередь, необходимо ведет ко всеобщей относи­тельности всего в мире. Таким образом можно определить суть гераклитовского Логоса.

По сути дела, в свойствах Логоса Гераклит впервые, пусть и метафорически, сформулировал идею о диалектической приро­де всего мира. Диалектика — это учение, которое признает прин­цип всеобщей относительности и всеобщего развития на основе единства и борьбы противоположностей. Мыслители, изучающие мир на основе этого учения, именуются диалектиками. Метод мышления, при котором человек способен понять внутреннюю противоречивость всех явлений и в этом увидеть источник их развития, а значит и относительность их существования, назы­вается диалектической логикой.

Диалектикой данное учение стало именоваться позднее, ибо в Древней Греции под словом «диалектика» понималось искус­ство вести диалог, беседу, умение мастерски доказывать свою мысль и опровергать оппонента.

Натурфилософская природа древнегреческого философство­вания в VI—V вв. до н.э. необходимо требовала от Гераклита поиска некого природного объекта в качестве первоосновы мира. Исходя из своего понимания мира как постоянно изменчивой величины, Гераклит таковой первоосновой определил огонь — своего рода символ вечного движения. Огонь у Гераклита отож­дествляется с космосом: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

Как видим, огонь по Гераклиту вечен, но не абсолютен, он тоже существует в соответствии с великим Логосом — постоян­но изменяется: то возгорает, то угасает. Угасание огня ведет к возникновению Вселенной, а затем, посредством нескольких обращений, Земли и всего живого. Возгорание огня приводит к уничтожению мироздания. Процесс рождения Вселенной про­должается вновь и вновь. И недаром говорит Гераклит: «Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит».

И сам человек — продукт этого бесконечного кругооборота огня. Душа человеческая — всего лишь фрагмент великого бо­жественного Логоса и столь же великого огня. Под воздействи­ем огня души человеческие «испаряются» из влаги. Только «су-

37

г

хая душа», т.е. наполненная всемирным огнем, — «мудрейшая и наилучшая». Более того, «увлажнение» души означает ее смерть: «Душам смерть — воде рожденье», — говорил Гераклит.

Наполненность человеческих душ Логосом и огнем, т.е. пер­воосновами мира, позволяет человеку познать этот мир. Глав­ная цель познания, по Гераклиту, — познание Логоса, что может осуществить только «сухая душа». Мир познается чувствами и разумом, но чувственное познание — это как бы более низкое, более элементарное познание. Только разум способен по-на­стоящему открыть человеку великие истины.

Для того же, чтобы воспитать в себе способности к понима­нию Вечной Мудрости, для того, чтобы сохранить свою душу в «сухости», человек должен всячески избегать жизненных соблаз­нов. И здесь Гераклит раскрывает свое этическое учение, реко­мендует некие нравственные нормы, соблюдение которых и приве­дет каждого человека к высшему знанию. Одна из главных таких норм — не стремиться к телесным наслаждениям. Недаром он сравнивает само понятие наслаждения с понятием смерти: «Для душ наслаждение или смерть стать влажными». Поэтому все лю­ди должны быть целомудренными: «Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными». И еще: «Целомудрие [само­ограничение] — величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая».

Тех, кто не понимает своего предназначения на земле — а таких большинство — Гераклит презирает: «Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы роди­лась [новая] смерть».

Тем же немногим «лучшим», кто осознаёт необходимость жить по законам Логоса Гераклит предрекает некое блаженство и после смерти: «Людей ожидает после смерти то, чего они не чают и не воображают». Более того, мудрецы, в итоге, и после смерти окажутся в более выгодном положении, нежели обыч­ные люди: «[Мудрым суждено] будучи в Аиде восставать [от сна смерти] и становиться наяву стражами живых и мертвых».

Из написанного Гераклитом труда «О природе» сохранилось около 130 фрагментов. Большинство из них представляют собой своего рода афоризмы, своеобразные «мудрые мысли», каковы­ми, видимо, и высказывался сам Гераклит. Многие из них в полной мере непонятны, что, впрочем, объяснимо — сам Ге­раклит старался говорить загадками, истинный смысл которых доступен лишь «лучшим людям», за что и получил еще в древ­ности прозвание Темный.

38