logo
Практикум по истории западноевропейской философ

Мифология

Философия как наука не могла возникнуть на пустом месте. Вполне понятно, что рождению научно-философского знания предшествовал этап существования человеческого сознания в других формах. Этот этап в историческом смысле был гораздо более продолжительным, нежели время существования собст­венно науки философии, ибо он уходит в самые глубины чело­веческой истории. И сама философия как бы выросла из древ­нейших форм сознания, выросла и продолжает сосуществовать с ними до сих пор.

К одним из самых древних относится мифологическое созна­ние. Миф (от древнегреческого — mythos) в переводе означает слово, предание. Мифология — это собрание преданий. Каждый народ прошел ту ступень своего развития, когда мифологиче­ское сознание было одной из главных форм сознания вообще. Впрочем, мифологическое сознание существует и сегодня и бу­дет существовать всегда.

Наиболее известной и наиболее изученной сегодня является древнегреческая мифология — первая в Европе развитая мифо­логическая Система.

Древнегреческие мифы появились в незапамятные времена, впоследствии они передавались из уст в уста, наполнялись но­вым содержанием. Нередко, с течением времени, менялись ха­рактеристики мифологических героев. Так, например, Аполлон, известный нам в большей степени как бог красоты и покрови­тель искусства, в первоначальных древнейших мифах предстает в виде страшного многорукого бога-убийцы.

Если мы проанализируем содержание древнейших мифов, то увидим, что мифы служили для человека ответом на вопрос как произошел мир. Иначе говоря, в них поднимались проблемы не только теогонические (о происхождении богов), но и космо-

17

тонические (о происхождении мира вообще), ибо сами боги слу­жили олицетворением сил природы. В этом смысле мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхож­дении мира и человека.

Впервые древнегреческие мифы были записаны в VIII— VII вв. до н.э. Из авторов, записавших мифы, мы сегодня выде­ляем троих, чьи варианты стали наиболее популярны и оказали наибольшее влияние на развитие древнегреческой и мировой культуры — это Гомер, Гесиод и Орфей.

ГОМЕР

Гомер считается автором двух поэм — «Илиады» и «Одис­сеи», хотя в современной науке до сих пор не решен вопрос жил ли Гомер на самом деле или же он является легендарной личностью. «Илиада» и «Одиссея» — произведения прежде всего художественные, это древнегреческий эпос. Однако, при анализе текста поэм, мы можем найти немало сюжетов, раскрывающих суть мифологического мировоззрения древ­них греков.

Космической родоначальницей Вселенной по Гомеру была сверхъестественная супружеская пара — бог Океан и богиня Те-фия (Тефида). Океан — «прародитель богов», представляющий собой некую глубоководную реку, из которой «текут все реки и все море, и все источники, и глубокие колодцы». Океан опоя­сывает Землю и от его брака с Тефией происходят все боги, вся Вселенная.

Само мироздание состоит из трех частей: «медное небо», которое подпирают столбы, охраняемые титаном Атлантом; «кормообильная Земля», представляющая собой круглую не­подвижную плоскость; подземелье, состоящее из Эреба (Мра­ка), Аида и глубочайшей части — «туманного Тартара». Про­странство между небом и землей заполнено в верхней части эфиром (божественным воздухом), а в нижней — воздухом, которым дышат люди.

Гомеровские боги полностью человекообразны (антропо­морфны), хотя некоторые из них и могут обращаться в раз­личных животных. Они телесны, их даже можно ранить, но тем не менее они обладают вечной молодостью и бессмерти­ем. Боги — это мифологические личности, находящиеся в кровном родстве. Их отношения между собой напоминают

18

отношения между людьми, со всеми положительными и от­рицательными качествами этих отношений. В поэмах Гоме­ра мы можем найти основные идеи олимпийской религии — официальной религии древних греков. Название этой рели­гии происходит от горы Олимп, на которой, по преданиям, и жили боги. Главным олимпийским богом был Зевс, которого боялся даже Океан. К олимпийским богам причислялись также один из братьев Зевса бог воды Посейдон, сестры Зевса — богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера и дети Зевса: Афина, Афро­дита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба. Аид, бог подземно­го царства и другой брат Зевса, в число олимпийцев не вхо­дил, потому что не бывал на Олимпе.

Люди, в отличии от богов, смертны и зависимы от высших сил. Люди должны поклоняться богам, приносить им жертвы, искать у них заступничества. При этом боги сами решают — принять того или иного человека под свое покровительство или нет. Нередко разные боги поддерживают разных людей и тогда вражда между людьми сказывается на отношениях и богов между собой.

Для людей довольно-таки обыденны прямые контакты с бо­гами. В поэмах Гомера боги неоднократно являются на поле битвы, при этом кто-то из богов помогает троянцам, а кто-то ахейцам. Да и Троянская война началась из-за того, что сын троянского царя Парис самой красивой среди трех богинь — Геры, Афины и Афродиты — выбрал Афродиту, страшно оби­дев двух других. Присутствуют и богоборческие настроения — так, богоборец Диомед, стремясь сравняться с богами, ранит Афродиту.

Вообще, несколько отвлекаясь от сюжетов собственно «Или­ады» и «Одиссеи», необходимо заметить, что взаимоотношения между людьми и богами в древнегреческой мифологии нередко имели и сексуально-брачный характер. В результате таких бра­ков рождались как люди, обладающие, правда, необыкновен­ными качествами, так и боги. Например, от связи богини Де-метры и Иадиоса родился бог Плутос, а от богини Фетиды и Пелея — герой Ахиллес. От связи Зевса и простой женщины Семелы родился Дионис, впоследствии ставший богом, а от Зевса и Алкмены — герой Геракл.

Поэмы Гомера сыграли выдающуюся роль в развитии антич­ной культуры, в художественной форме выразив мифологиче­ское мировоззрение древних греков.

19

«ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ». ФРАГМЕНТЫ

Печатается по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. — М., 1989. С. 33—34. Перевод А.В.Лебедева.

[Гера говорит Афродите]

Дай же мне любовь и вожделение, которым

Ты укрощаешь всех бессмертных [богов] и смертных людей,

Ибо я отправляюсь к крайним пределам кормообильной

Земли, навестить

Океана, прародителя богов, и матерь Тефию. Это они добросердечно воспитывали и холили меня в своем

доме,

Приняв из рук Реи, когда громозвучный Зевс Низверг Крона под Землю и под неистощимое море. <...>

[Сон, брат смерти, говорит Гере]

Кого-нибудь другого из вечносущих богов

Я бы легко усыпил, будь это даже потоки реки

Океана, который всем — прародитель.

Но к Зевсу, Кронову сыну, я не смею ни приблизиться,

Ни усыпить его, — разве только когда он сам велит. <...>

Нет! Нельзя бороться с Зевсом, Кроновым сыном.

С ним не равняются ни Ахелой,

Ни даже великая мощь глубоководного Океана,

Из которого текут все реки и все море,

И все источники, и глубокие колодцы.

Даже он боится перуна великого Зевса

И страшного грома, когда тот громыхнет с неба. <...>

[Гефест творит щит Ахилла]

Он сотворил на нем землю, небо и море,

Нетомимое солнце и полную луну,

Сотворил все звезды, которыми увенчано небо,

Плеяды, Гиады и мощь Ориона,

И Медведицу, которую нарекают также Возом

И которая поворачивается на месте, глядя на Ориона,

Она единственная не купается в водах Океана.

* * *

Он расположил на нем великую мощь реки Океана, По крайнему ободу крепкозданного щита. <...>

20

[Калипсо]

Дочь злокозненного Атласа, которому ведомы

Глубины всего моря; а еще он сторожит

Длинные колонны, которые держат врозь землю и небо. <...>

[Зевс грозит богам-ослушникам]

А не то возьму да брошу его в Тартар туманный.

Далеко-предалеко, где под землей глубочайшая пропасть,

Где железные ворота и медный порог,

Настолько далеко под Аидом, насколько небо — от земли.

ГЕСИОД

Гесиод — личность историческая. Жил в Беотии, в деревне Аскра (неподалеку от г.Фивы). Он автор двух поэм — «Труды и дни» и «Теогония». Первая поэма посвящена в большей сте­пени морально-этическим вопросам, ибо основное содержание ее — наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Вто­рая поэма — «Теогония» заключает в себе повествование о происхождении богов.

По сути дела, Гесиод систематизатор известных ко времени его жизни древнегреческих мифов. Не являясь их автором, Геси­од одним из первых записал мифы и придал им некую логиче­скую стройность.

Боги, представленные в «Теогонии» живут совершенно реаль­ной жизнью — они враждуют друг с другом, любят друг друга, ненавидят, они интригуют, борются за власть. Это мощные ми­фологизированные силы природы, которые в зависимости от своих желаний управляют миром.

В основе мифотворчества Гесиода лежит идея о четырех ми­фических первоначалах, из которых происходят впоследствии и все боги, и сам мир. Хаос, Гея, Эрот и Тартар — они возникли как бы сами по себе. Хаос — это бесконечная бездна, первич­ное бесформенное состояние мира. От него ведут свое проис­хождение Эреб (Мрак) и Ночь.

Гея (Земля) — породительница Урана (Неба), в браке с кото­рым она впоследствии рождает титанов, циклопов и гекатон-хейров (сторуких). От титанов Кроноса и Реи рождается главный бог Олимпа — Зевс, который в борьбе со своими родителями занимает божественный трон.

21

Эрот (Любовь) — это всевластная мировая сила, способная «расслаблять члены» и богов, и людей.

Тартар — своего рода Аид для богов, «туманный» и ужасный, ибо его страшатся даже сами боги.

Рассказав о первоначалах, Гесиод раскрывает в дальнейшем уже взаимоотношения богов Олимпа.

«Теогония» Гесиода, как и поэмы Гомера, стала законо­мерным и важнейшим этапом в развитии мировоззрения древ­них греков. Не имевшие священных книг, таких как Тора у древних евреев, Библия у последующих христиан, древние греки в поэмах Гомера и Гесиода находили ответы на вопро­сы о том, как произошел мир. Произведения Гесиода были крайне почитаемыми во всей Древней Греции, а сам Гесиод считался одним из великих мудрецов, наряду с Гомером и Орфеем.